Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 20]

способность порождать новые идеи, качественно отличающиеся от общепринятых, уже известных идей; точность (законченность или разработанность) способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту [53, с.79; 17, с.10; 49, с.114].
Латеральное мышление дает возможность человеку эффективнее использовать потенциал своего мышления, открывает простор для воображения и поиска новых идей
[48, с.
109].
Латеральное мышление отличается своей продуктивностью (создает много идей и мыслей независимо от их "правильности") в отличие от логического мышления, которое
ищет один путь, исключая все остальные.
(Дивергентное мышление внепроблемное, латеральное околопроблемное).
По мнению К.-Й.
Клюге, логическое мышление составляет лишь половину умственных способностей человека.
Другую половину составляет латеральное мышление.

Любой процесс, содержащий целеполагание, творческий процесс проходит ряд этапов.
Широко распространена и наиболее убедительна классификация, предложенная Г.
Уоллесом, который выделяет 4 шага (этапа) творчества: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр
[8 , с.9].
Этап подготовки предполагает сбор данных (по истории вопроса, фактологический материал, иллюстративный материал и др.); инкубация — процесс осмысления информации; озарение (инсайт, м ага-реакция") внезапная догадка, детерминированная предыдущими этапами, на основе которой выдвигается гипотеза; последний в этом перечне этап уместнее будет обозначить как оценку, включающую в себя развитие идеи, пересмотр и перепроверку результатов.
Как считает И .Я.
Лернер, творчество ребенка и творчество ученого идентичны по
напряженности, трудности и процедурам (отличие в масштабах проблем, степени самостоятельности, прохождении отдельных этапов творческого процесса) [55, с.
12].
Мышление и творчество неразрывно связаны
друг с другом.
Объективно существуют качественно различные уровни продуктивности мышления
[46;51 и др.].
В предлагаемой схеме взяты за основу уровни (типы) творчества, выделенные Д.Б.Богоявленской:
стимульно-продуктивный, эвристический, креативный [51, с,339], отличающиеся степенью проявления творческой активности личности.
На
стимульно-продуктивном уровне деятельность может носить продуктивный характер, но определяется действием какого-либо внешнего стимула (беэинициативная деятельность).
Высшие проявления на этом уровне отражают высокую степень развития умственных способностей и тождественны понятию "общая
одарен18
[стр. 20]

Дивергентное (расходящееся) мышление (термин ввел американский психолог Дж.Гилфорд) направлено на возможное получение целого веера условно ''правильных'' ответов.
В противоположность ему конвергентное (имеющее одно направление) мышление нацелено на единственное правильный ответ.
Характеристика дивергентного мышления включает в себя четыре основных свойства: беглость (легкость) мысли количество идей за единицу времени (важно именно количество, а не качество идей); гибкость мысли —способность спонтанно переключаться с одного способа решения проблемы на другой, пока не будет найдено оптимальное решение; оригинальность способность порождать новые идеи, качественно отличающиеся от общепринятых, уже известных идей; точность (законченность или разработанность) способность совершенствовать, придавать завершенный вид своему творческому продукту [199, с.79; 270, с.10; 228, с.114].
Латеральное ("боковое") мышление (автор понятия Эдвард де Боно).
Разновидность мышления, которое подключает к осмыслению различные стороны проблемы.
Иными словами, латеральное мышление это возможность мыслить нелинейно.
При этом могут быть использованы необычные, неиспользуемые при логическом мышлении методы [100, с.97; 26].
Латеральное мышление дает возможность человеку эффективнее использовать потенциал своего мышления, открывает простор для воображения и поиска новых идей
[100, с.109].
Латеральное мышление отличается своей продуктивностью (создает много идей и мыслей независимо от их "правильности") в отличие от логического мышления, которое
ишст один путь, исключая все остальные.
(Дивергентное мышление внепроблемное, латеральное околопроблемное).
По мнению К.-Й.Клюге, логическое мышление составляет лишь половину умственных способностей человека.
Другую половину составляет латеральное мышление.

Латеральное мышление не исключает логическое, логическое мышление вступает в силу на определенном этапе латерального мышления [1 0 0 , с.96].
Учитывая специфические особенности каждого из представленных типов мышления, можно предположить, что в творческом процессе вначале задейст20

[стр.,21]

вуется дивергентное мышление (поиск "по площади"), затем латеральное мышленне (поиск около проблемы, со всех ее сторон)* и затем, когда оптимальный вариант решения уже найден, в работу включается логическое мышление (завершающий этап творчества).
Но не исключен возврат опять к дивергентному мышлению и прохождение всей цепочки.
Творчество человека целенаправленная деятельность в отличие от развития природы].
И как любой процесс, содержащий целеполагание, творческий процесс проходит ряд этапов.
Широко распространена и наиболее убедительна классификация, предложенная Г.Уоллесом, который выделяет 4 шага (этапа) творчества: подготовка, инкубация, озарение, пересмотр
[180, с.9].
Она и взята за основу в схеме на рис.
I .
Этап п о д го т о в ь предполагает сбор данных (по истории вопроса, фактологический материал, иллюстративный материал и др.); инкубация процесс осмысления информации; озарение (инсайт, "агареакция") внезапная догадка, детерминированная предыдущими этапами, на основе которой выдвигается гипотеза; последний в этом перечне этап уместнее будет обозначить как оценку, включающую в себя развитие идеи, пересмотр и перепроверку' результатов.
Процессуальные черты творческой деятельности являются общими для всех сфер творчества (научного, художественного, технического) и не зависят от масштабов творческой деятельности.
Как считает И.Я.Лернер, творчество ребенка и творчество ученого идентичны по
напряженноеги, трудности и процедурам (отличие в масштабах проблем, степени самостоятельности, прохождении отдельных этапов творческого процесса) [134, с.
12].
Мышление и творчество неразрывно связаны
дру1 с другом.
Объективно существуют качественно различные уровни продуктивности мышления [
2 1 ;28 и др.].
В предлагаемой схеме взяты за основу уровни (типы) творчества, выделенные Д.Б.Богоявленской:
стимульно-продуктнвный, эвристический, креативный [21, C.339J, отличающиеся степенью проявления творческой активности личности.
На
смимулы ю -продукт иаиом уровне деятельность может носить продуктивный характер, но определяется действием какого-либо внешнего стимула

[стр.,22]

(безинициативная деятельность).
Высшие проявления на этом уровне отражают высокую степень развития умственных способностей и тождественны понятию "общая
одаренность" [21, с.339] или интеллект [217].
На эврист ическом уровне деятельность принимает творческий характер.
При наличии достаточно надежного способа решения поставленной задачи, субъект творчества "продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения.
Каждая найденная закономерность переживается самим эвристом как открытие, творческая находка" (Д.Б.Богоявленская).
В то же время она оценивается только как "свой" новый способ решения поставленной задачи [21, с.339].
Креат ивны й уровень деятельности характеризуется тем, что "самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы".
Здесь впервые используется подлинное целеиолагание.
Результат деятельности (ответ) шире, чем исходная цель.
Таким образом, творчество в узком смысле слова начинается там, где перестает быть только ответом, только решением поставленной задачи.
Высшая форма творчества проявляется в способности выхода за пределы заданного, в способности к продолжению познания за рамками требуемого, т.е.
в "ситуативно нестимулирован ной продуктивной деятельности" (термины Д.Б.Богоявленской).
Два последних уровня фиксируют то, что принято называть творческой одаренностью или креативностью [217].
Учебная деят ельност ь обычно не требует высшего уровня самостоятельности и творчества, характерных для тех, кто делает научное или художественное открытие.
Обучающийся должен открывать для себя уже известные другим знания.
Иначе усвоение культуры будет очень поверхностным и формальным [28, с.51].
Исключением является учебная творческая деятельность, целеполаганис которой состоит в освоении "опыта творческой деятельности" (термин И.Я.Лернера).

[Back]