Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 21]

19 ность" [51, с.339] или интеллект [44].
На эвристическом уровне деятельность принимает творческий характер.
При наличии достаточно надежного способа решения поставленной задачи, субъект творчества "продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения.
Каждая найденная закономерность переживается самим эвристом как открытие, творческая находка " (Д.Б.
Богоявленская).
В то же время она оценивается только как "свой" новый способ решения поставленной задачи
[51, с.339].
Креативный уровень деятельности характеризуется тем, что "самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы".
Здесь впервые используется подлинное
целеполагание.
Результат деятельности (ответ) шире, чем исходная цель.
Таким образом, творчество в узком смысле слова начинается там, где перестает быть только ответом, только решением поставленной задачи.
Высшая форма творчества проявляется в способности выхода за пределы заданного, в способности к продолжению познания за рамками требуемого, т.е.
в "ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности" (термины Д.Б.
Богоявленской).

Учебная деятельность обычно не требует высшего уровня самостоятельности и творчества, характерных для тех, кто делает научное или художественное открытие.
Обучающийся должен открывать для себя уже известные другим знания.
Иначе усвоение культуры будет очень поверхностным и формальным
[46, с.51].
Исключением является учебная творческая деятельность,
целеполагание которой состоит в освоении "опыта творческой деятельности" (термин И.Я.
Лернера).

Этапы творческого процесса и уровни творческой активности взаимосвязаны, что отражено на схеме.
Степень успешности прохождения этапов продуктивной деятельности напрямую зависит от уровня творческой личности.
И, наоборот, в прохождении этапов творческого процесса, в творческой деятельности, проявляясь, одновременно развиваются творческие возможности человека.
Тем самым создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень творчества.

Хотя большинство авторов рассматривает творчество как процесс, но именно наличие продукта и его характеристики определяются как отличительные признаки творчества
[8 , с.13].
Продукт творчества может носить
[стр. 22]

(безинициативная деятельность).
Высшие проявления на этом уровне отражают высокую степень развития умственных способностей и тождественны понятию "общая одаренность" [21, с.339] или интеллект [217].
На эврист ическом уровне деятельность принимает творческий характер.
При наличии достаточно надежного способа решения поставленной задачи, субъект творчества "продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой отдельные задачи, что приводит его к открытию новых оригинальных, внешне более остроумных способов решения.
Каждая найденная закономерность переживается самим эвристом как открытие, творческая находка" (Д.Б.Богоявленская).
В то же время она оценивается только как "свой" новый способ решения поставленной задачи
[21, с.339].
Креат ивны й уровень деятельности характеризуется тем, что "самостоятельно найденная эмпирическая закономерность не используется как прием решения, а выступает в качестве новой проблемы".
Здесь впервые используется подлинное
целеиолагание.
Результат деятельности (ответ) шире, чем исходная цель.
Таким образом, творчество в узком смысле слова начинается там, где перестает быть только ответом, только решением поставленной задачи.
Высшая форма творчества проявляется в способности выхода за пределы заданного, в способности к продолжению познания за рамками требуемого, т.е.
в "ситуативно нестимулирован ной продуктивной деятельности" (термины Д.Б.Богоявленской).

Два последних уровня фиксируют то, что принято называть творческой одаренностью или креативностью [217].
Учебная деят ельност ь обычно не требует высшего уровня самостоятельности и творчества, характерных для тех, кто делает научное или художественное открытие.
Обучающийся должен открывать для себя уже известные другим знания.
Иначе усвоение культуры будет очень поверхностным и формальным
[28, с.51].
Исключением является учебная творческая деятельность,
целеполаганис которой состоит в освоении "опыта творческой деятельности" (термин И.Я.Лернера).


[стр.,23]

Этапы творческого процесса и уровни творческой активности взаимосвязаны, что отражено на схеме.
Степень успешности прохождения этапов продуктивной деятельности напрямую зависит от уровня творческой личности.
И, наоборот, в прохождении этапов творческого процесса, в творческой деятельности, проявляясь, одновременно развиваются творческие возможности человека.
Тем самым создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень творчества.

Логическим итогом, результатом творческого процесса является его про~ д ук т .
Хотя большинство авторов рассматривает творчество как процесс, но именно наличие продукта и его характеристики определяются как отличительные признаки творчества.

Продукт творчества может носить материальный или идеальный характер В большинстве определений творчества основными характеристиками продукта являются новизна и оригинальность.
В психологическом словаре А.Рсбсра тпорческость определяется как процесс, который приводит к уникальным и новым решениям, идеям, положениям, художественным формам, теориям или продуктам " цит.
по 1X0 с.
13.).
Продуктами творчества могут быть результаты тестов на креативность, экспертная оценка [180], а также изменение характеристик личности (знаний, умений, способностей и т.п.).
Подавляющее большинство авторов в понятие "творчество"' включает представление о преобразующей деятельности, создании нового.
В процессе учебной деятельности обучающиеся создают субъективно новое, но в то же время и социально значимое для общества, поскольку при тгом проявляется и развивается личность [134, с.
]2].
По конечному результату процесса творчества его продукту, отличающемуся новизной, удобно фиксировать и оценивать свершившийся акт творчества.
Успех творческой деятельности во многом зависит от среды, т е .
условий, в которых осуществляется творческий процесс.
Креативность не является объективно существующим явлением.
Го, что понимается под креативностью, есть процесс взаимодействия личности и окружения, н котором личность живет и 23

[Back]