42 Для нашего исследования принципиально важно, что в содержание образования входят такие виды, как опыт творческой деятельности и эмоционально-оценочное отношение к действительности (в том числе и эстетическое). Они являются высшими видами в иерархии видов содержания образования, откуда следует, что творческая деятельность и эмоциональнооценочная деятельность осуществляются на определенном содержательном материале знаний и умений. Изучение психологической, педагогической и дидактической литературы [69; 70;81;41;30;31;62;59;61;115 и др.] позволяет выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают сущность понятия учебно-творческая деятельность. Она ориентирована на решение учебных проблем (М.И. Махмутов, А.И. Матюшкин и др.)» творческих задач и заданий (В.Г. Разумовский, Ю.Н. Кулюткин и др.). Учебнотворческая деятельность —педагогически управляемая деятельность, но педагогическое управление осуществляется преимущественно на основе средств косвенного и перспективного управления (В.И. Андреев, А.Ф. Эсаулов и др.). Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-логических (осознаваемых), сколько от эвристических, интуитивных (не всегда осознаваемых) процедур интеллектуальной деятельности (Я.А. Пономарев, Ю.Н. Кулюткин, И.П. Калошина). [29; 116; 117;69]. В структуре творческих способностей В.И. Андреев выделяет компоненты: мотивационные, интеллектуальные, мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, эстетические и др., которые порождаются учебнотворческой деятельностью и активно формируются в процессе ее осуществления. Таким образом, учебно-творческая деятельность (по В.И. Андрееву) это один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, осуществляемый преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личности. Результат учебно-творческой деятельности обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей [69, с.51]. Такое определение учебно-творческой деятельности отражает в основном сущность процесса, исследуемого в данной диссертации. Применительно к типам и видам творческой деятельности выделяют: 1. В зависимости от доминирования интуитивных или логических процедур деятельности — интуитивно-эвристическую и нормативно |
исследования принципиально важно, что в содержание образования входят такие виды, как опыт творческой деятельности и эмоционально-оценочное отношение к действительности (в том числе и эстетическое). Они являются высшими видами в иерархии видов содержания образования, откуда следует, что творческая деятельность и эмоционально-оценочная деятельность осуществляются на определенном содержательном матернале знаний и умений. О пыт т ворческой деят ельност и призван обеспечить готовность учащихся к творческому преобразованию действительности и может быть приобретен только в деятельности, носящей учебно-творческий характер. В настоящее время не существует универсальных критериев для определения понятия "учебно-т ворческая д е я т е л ь н о с т ь " Изучение психологической, педагогической и дидактической литературы [4;5;93:117;148;150;265 и др.] позволяет выделить некоторую совокупность признаков, которые раскрывают сущность этого понятия. Учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем (М.И.Махмутов, А.И.Матюшкин, Т.В.Кудрявцев), творческих задач и заданий (В.Г.Разумовский, Ю Н Кулюткии, В.И,Андреев), Учебмо-творчоекая деятельность педаил ически управляемая деятельность, но педанн ическое управление осуществляется преимущественно на основе средств косвенного и перспективного управления (В.И.Андреев, Ю.Н.Кулюткин, А.Ф.Эсаулов). Успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития формально-логических (осознаваемых), сколько от эвристических, интуитивных (не всегда осознаваемых) процедур интеллектуальной деятельности (Я.А.Пономарев, Ю .Н.Кулюткин, И.П.Калошина). Один из важнейших признаков учебно-творческой деятельности — появление в результате ее осуществления новообразований личности: знаний, умений, способностей. При этом разные авторы в качестве новообразований выделяют различные компоненты. Так, в учебно-творческой деятельности в процессе решения учебных проблем обращается внимание на открытие нового знания (Л.С.Выготский, С’Л.Рубинипсйп), на порождение новых лелей и смыслов (А.Н.Леонтьен, О.К Тихомиров), новых способов деятельности (Я.А.Пономарев, Ю.Н.Кулюткнн), знаний, которые выступают в качестве ориентировочной основы деятельности (Н.Ф Галызина, И.П.Калошина), познавательных мотивов (Л.М.Матюшкин) [4;210;232;236]. Нам представляется, что перечисленные авторы не противоречат друг другу, а выделяют, акцентируют различные компоненты, проявляющиеся в той или иной степени в процессе учебно-творческой деятельности. Однако, можно согласиться с В.И,Андреевым, который дополняет этот перечень развит ием т ворческих способност ей личности [4, с.51]. В структуре творческих способностей он выделяет компоненты; мотивационные, интеллектуальные, мировоззренческие, нравственные, коммуникативные, эстетические и др., которые порождаются учебно-творческой деятельностью и активно формируются в про* цессе ее осуществления. Таким образом, учебно-т ворческая д еят ельн о ст ь (по В.И.Андрееву) это один из видов учебной деятельности, направленный на решение учебнотворческих задач, осуществляемый преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личноеги. Результат учебно-творческой деятельности обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и особенно ее творческих способностей [4, с.51]. Такое определение учебно-творческой деятельности отражает в основном сущность процесса, исследуемого в данной диссертации. Применительно к т ипам и видам творческой деятельности выделяют; 1, В зависимости от доминирования интуитивных или логических процедур деятельности инт vuт и«> tо о вриcm ическую и иормат йено-логи ческую т ворческую деятельность. Этот факт отмечает И.П.Калошина: "Творческая деятельность, осуществляемая методом проб и ошибок, на неосознаваемом уровне эмпирическим путем, не является единственно возможной, ее антиподом выступает' творческая деятельность, которая выполняется на осознаваемом уровне планомерным и теоретическим путем, методом движения от абстрактного к конкретному. Такую творческую деятельность мы называем нормативной, |