45 кой-либо конкретной деятельности, т.е. целостное развитие личности, что совпадает с целями образования в современных условиях [238;219; 145 и др.]. По мнению А.Н. Леонтьева, деятельность есть единица жизни, т.е. такая частица человеческого бытия, которой измеряются другие его проявления [32]. Н.Б. Крылова считает, что с известной долей условности эстетическую деятельность можно также назвать единицей жизни в ее эстетических параметрах. Эстетическая деятельность пронизывает все сферы человеческой практики социальную, научную, трудовую и в наибольшей степени художественную, проявляясь целостно и полно тогда, когда действия человека возвышаются до творчества по законам выразительности и красоты [7, с.8]. Эстетические понятия красота, гармония, совершенство, выразительность являются всеобщими, они приложимы ко всем видам деятельности, результатам труда, природным объектам, социальным явленйое.виды деятельности и поведения содержат эстетическое целеполагание в той или иной мере. Однако, необходимо заметить, что в труде эстетическое целеполагание содержится потенциально (например, труд рабочего или ученого может содержать эстетические элементы, а может быть лишен их). Лишь в эстетической и художественной деятельности такое целеполагание доминирует. Общеизвестно, что личность развивается именно и только в деятельности. Разностороннее развитие личности предполагает достаточный уровень сформированности способностей к одновременному осуществлению всех видов деятельности. С позиций творческого развития личности среди прочих выделяют именно эстетическую деятельность. Рядом авторов (Н.Б. Крылова, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзеров, Б.С. М ейлах и др.) отмечается, что именно в эстетической деятельности наиболее полно, как бы концентрируясь в ней, проявляются способности к творчеству. Как замечает Н.Б. Крылова, эстетическая деятельность является креативной по содержанию, форме, существу [7;99;101]. Ряд авторов (Ю.Б. Борев, С.Х. Раппопорт, М.Н. Столович) раскрывают сущность эстетической деятельности в системе общечеловеческой деятельности. Ю.Б. Борев предлагает рассматривать эстетическую деятельность в двух планах: как "деятельность субъекта, направленную вовне", т.е. создание произведений искусства, и "деятельность субъекта, направленную вовнутрь" (самопознание, самооценка, самосозидание и т.д.), т.е. на реализа |
Главным элементом эстетической деятельности является субъект носитель эстетических способностей, которые актуализируются в процессе эстетической деятельности (образное мышление, продуктивное воображение, опережающая эмоциональная оценка объекта в проблемной ситуации и т.д.). Будучи развиты, эти способности проявятся в любых других видах практической и духовной деятельности. Необходимым условием эффективности эстетической деятельности является наличие у субъекта установки, настроенности на нее. Конечный результат эстетической деятельности в системе общественной практики —развитие творческих сил и способностей человека вне зависимости от какой-либо конкретной деятельности, т е. целостное развитие личности, что совпадает с целями образования в современных условиях [136; 140 и др.]. По мнению А.Н.Леонтьева, деятельность есть единица жизни, т.е. такая частица человеческого бытия, которой измеряются другие его проявления [130]. Н.Б.Крылова считает, что с известной долей условности эстетическую деятельность можно также назвать единицей жизни в ее эстетических параметрах. Эстетическая деятельность пронизывает r c c сферы человеческой практики социальную, научную, трудовую и в наибольшей степени художественную, проявляясь целостно и полно тогда, когда действия человека возвышаются до творчества по законам выразительности и красоты [115, с.8 ]. Эстетические понятия —красота, гармония, совершенство, выразительность являются всеобщими, они приложимы ко всем видам деятельности, результатам труда, природным объектам, социальным явлениям. Все виды деятельности и поведения содержат эстетическое целеполагание в той или иной мере. Однако, необходимо заметить, что в труде эстетическое целеполагание содержится потенциально (например, труд рабочего или ученого может содержать эстетические элементы, а можег быть лишен их) Лишь в эстетической и художественной деятельности такое целеполагание доминирует. Красота и выразительность в искусстве самоценны, они развивают человека, доставляют ему духовное наслаждение, помогают познавать и преобразовывать мир [8:61;98; 115;152; 154;195;273]. Общеизвестно, что личность развивается именно и только в деятельности. Разностороннее развитие личности предполагает достаточный уровень сформированное™ способностей к одновременному осуществлению всех видов деятельности. С позиций творческого развития личности среди прочих выделяют именно эстетическую деятельность. Рядом авторов (Н.Б.Крылова, Н.И.Киященко, НЛ.Лейзеров, Б.С.Мейлах и др.) отмечается, что именно в эстетической деятельности наиболее полно, как бы концентрируясь в ней, проявляются способности к творчеству. Как замечает Н.Б.Крылова, эстетическая деятельность является креативной по содержанию, форме, существу [98;115;152]. Ряд авторов (Ю.Б.Борев, С.X.Раппопорт, М.Н.Столович) раскрывают сущность эстетической деятельности в системе общечеловеческой деятельности. По выражению Ю.Б.Борева художественная деятельность (искусство) есть образная модель человеческой деятельности. Он предлагает рассматривать эстетическую деятельность в двух планах: как "деятельность субъекта, направленную вовне", т.е. создание произведений искусства, и "деятельность субъекта, направленную вовнутрь" (самопознание, самооценка, самосозидание и т д.), т.е. на реализацию механизмов самоеги [89, с.93]. Эстетическая и художественная деятельность имеют общую основу эст ет ическое отношение, что является базой для их взаимопроникновения и взаимообогащения. На соотношение эстетической и художественной деятельности существуют различные взгляды. Однако, наиболее распространенной является точка зрения, утеерждающая, что эстетическая деятельность шире художественной [273, с.26]. Художественная деятел ь11ость или худ ож ест венное т ворчест во (искусст во) определяется как "создание новых эстетических ценностей". И широком смысле творчество художественное, понимаемое как творчество "по законам красоты", присуще в топ или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В конненфированлом же своем качестве оно находит 34 |