Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 48]

46 цик> механизмов самости [6, с.93].
Эстетическая и художественная деятельность имеют общую основу эстетическое отношение, что является базой
дли их взаимопроникновения и взаимообогащения.
На соотношение эстетической и художественной деятельности существуют различные взгляды.
Однако, наиболее распространенной является точка зрения,
утверждающая, что эстетическая деятельность шире художественной [118, с.26].
Художественное творчество определяется как "создание новых эстетических ценностей ".
В широком смысле творчество художественное, понимаемое как творчество "по законам красоты", присуще в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности.
Художественное творчество, по мысли Н.А.
Бердяева, лучше, полнее всего раскрывает сущность творческого акта.
Искусство по преимуществу творческая сфера.
Во всех сферах духовной активности творческий элемент принято называть художественным
[86, с.217].
В гносеологическом плане художественное творчество есть образное отражение объективной действительности, его особое видение и осмысление.
В педагогическом аспекте художественное творчество является составной частью системы эстетического и художественного воспитания, средством развития личности.

При этом эстетическое воспитание при помощи искусства не сводится лишь к художественному воспитанию.
Оно гораздо шире, т.к.
предполагает воздействие
на эстетические аспекты труда, быта, поведения человека и отношение к действительности [140, с.425].
Художественное освоение мира рассматривается как синкретическое единство четырех основных видов деятельности.
В искусстве "встречаются, пересекаются и отождествляются" все виды деятельности, в результате чего появляется ее пятый вид (художественная деятельность), обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты
(65; 155, с.121].
Художественное творчество уже как целое, вступает в контакт с каждым видом деятельности, образуя ряды смешанных утилитарно-художественных форм.
Так, от взаимодействия преобразовательной деятельности и художественного творчества образуются все виды скрещения техники и искусства: архитектура, дизайн, прикладные искусства, оформительское искусство и искусство рекламы, т.е.
все проявления художественно-конструкторской
деятеЛ4д6с^&ган отмечает, что искусство содержит и свой собственный познавательный потенциал, оно вступает в связь с познавательной активностью человека в ее чистом и прямом выражении —научном [155, с.
130-132].
[стр. 34]

Общеизвестно, что личность развивается именно и только в деятельности.
Разностороннее развитие личности предполагает достаточный уровень сформированное™ способностей к одновременному осуществлению всех видов деятельности.
С позиций творческого развития личности среди прочих выделяют именно эстетическую деятельность.
Рядом авторов (Н.Б.Крылова, Н.И.Киященко, НЛ.Лейзеров, Б.С.Мейлах и др.) отмечается, что именно в эстетической деятельности наиболее полно, как бы концентрируясь в ней, проявляются способности к творчеству.
Как замечает Н.Б.Крылова, эстетическая деятельность является креативной по содержанию, форме, существу [98;115;152].
Ряд авторов (Ю.Б.Борев, С.X.Раппопорт, М.Н.Столович) раскрывают сущность эстетической деятельности в системе общечеловеческой деятельности.
По выражению Ю.Б.Борева художественная деятельность (искусство) есть образная модель человеческой деятельности.
Он предлагает рассматривать эстетическую деятельность в двух планах: как "деятельность субъекта, направленную вовне", т.е.
создание произведений искусства, и "деятельность субъекта, направленную вовнутрь" (самопознание, самооценка, самосозидание и т д.), т.е.
на реализацию механизмов самоеги [89, с.93].
Эстетическая и художественная деятельность имеют общую основу эст ет ическое отношение, что является базой
для их взаимопроникновения и взаимообогащения.
На соотношение эстетической и художественной деятельности существуют различные взгляды.
Однако, наиболее распространенной является точка зрения,
утеерждающая, что эстетическая деятельность шире художественной [273, с.26].
Художественная деятел ь11ость или худ ож ест венное т ворчест во (искусст во) определяется как "создание новых эстетических ценностей".
И широком смысле творчество художественное, понимаемое как творчество "по законам красоты", присуще в топ или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности.
В конненфированлом же своем качестве оно находит 34

[стр.,35]

выражение в создании (и творческом исполнении) произведений искусства" [266, C .344J.
Художественное творчество, по мысли Н А.Бердяева, лучше, полнее всего раскрывает сущность творческого акта.
Искусство — по преимуществу творческая сфера.
Во всех сферах духовной активности творческий элемент принято называть художественным
[14, с.217].
В гносеологическом плане художественное творчество есть образное отражение объективной действительности, его особое видение и осмысление.
В педагогическом аспекте художественное творчество является составной частью системы эстетического и художественного воспитания, средством развития личности.

Искусство участвует в реализации ценностно-ориентационной и творческой функции воспитания.
При этом эстетическое воспитание при помощи искусства не сводится лишь к художественному воспитанию.
Оно гораздо шире, т.к.
предполагает воздействие
па эстетические аспекты труда, быта, поведения человека и отношение к действительности [266, с.425].
Художественное освоение мира рассматривается как синкретическое единство четырех основных видов деятельности.
В искусстве "встречаются, пересекаются и отождествляются" все виды деятельности, в результате чего появляется ее пятый вид (художественная деятельность), обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты
[137; 92, с.
121 ].
Художественное творчество уже как целое, вступает в контакт с каждым видом деятельности, образуя ряды смешанных утилитарно-художественных форм.
Так, от взаимодействия преобразовательной деятельности и художественного творчества образуются все виды скрещения техники и искусства: архитектура, дизайн, прикладные искусства, оформительское искусство и искусство рекламы, т.е.
все проявления художественно-конструкторской
деятельности.
Художественно-конструкторекое творчество соединяет в себе преобразовательно-технический и художественно-образный способы овладения человеком действител ьностью .
Аналогичный ряд обнаружится при контакте художественной деятельности с другими основны ми видами деят ельност и.
М.С.Каган отмечает, что ис

[стр.,36]

кусство содержит и свой собственный познавательный потенциал, оно вступает в связь с познавательной активностью человека в ее чистом н прямом выражении научном (92, с.
130-132}.
Отличие н а у к и и и скусст ва как форм общественного сознания состоит в том, что наука раскрывает человеку действительность, ее закономерности, предметы и явления, а искусство показывает и отражает связь человека с действительностью, результаты и закономерности этой связи, отношение человека к действительности в результате этой связи [212,119].
Иными словами, факты, которыми оперирует наука не зависят от личности исследователя, а являются объективной реальностью.
В искусстве наоборот, личность художника имеет решающее значение.
Художественное произведение это результат субъективного восприятия действительности, преобразования впечатлений в сознании художника и воплощение их в образной форме в том или ином материале.
Однако у науки и искусства много общего, даже если говорить о творческом процессе 152;265;269).
По словам А.М.Горького, в обоих случаях имеют место наблюдение, сравнение, изучение; и художнику и ученому необходимо обладать воображением и интуицией.
Человек науки и человек искусства, отмечает американский физик Р.О пленгеймер, постоянно должны приводить в гармонию новое и уже известное, придавая ему форму, образ, стремясь установить порядок в хаосе.
Как в научном, так и в художественном творчестве происходит процесс мыслительной переработки субъективных образов объективного мира, которые откладываются в сознании в виде представлений.
Переработка представлений требует их отбора и материализации в обоих видах творчества [ 2 1 2 и др.].
Наука и искусство являются высшими формами активного приспособления человека к окружающим условиям (2 1 2 , с.! 15-116).
В деятельности художника и ученого обнаруживаются общие закономерности, присущие познавательной деятельности: постановка творческой задачи, перебор вариантов ее решения, разработка наиболее оптимального пути решения, отвечающего основной цели.
Важным является единство познавательных способностей человека в обеих сферах [152, с.
1 2 ].

[Back]