48 декоративного искусства свойственна высокая степень обобщения, художественная условность, символизация, орнаментализация [180, с.49]. Декоративно-прикладное искусство —область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда, игрушки и т.д.) [281; 285]. Образная настроенность художественной вещи создается не посредством изображения реальных природных форм, а имеет своим основанием особый выразительный язык, способный возбуждать у зрителя определенные эмоциональные ассоциации. Так, например, орнамент следует рассматривать не как простое украшение, а как элемент образа произведений декоративно-прикладного искусства. В основном, образная структура произведений декоративноприкладного искусства строится зрительно-пластическими средствами, хотя небезразличным к его содержанию является и название, даваемое художником [13]. Говоря о художественном образе, М С . Каган отмечает, что "в любом виде художественного творчества крайне велико значение материала и технологии, ибо вне материализации, овеществления художественный образ немыслим ... а физические и эстетические свойства каждого материала всегда направляют творческий процесс в русло определенных закономерностей" [160, с.25]. Декоративно-прикладное искусство возникло в самую раннюю пору развития человеческого общества. Его произведениям, охватывающим самый широкий круг представлений о мире, о человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществленного труда, к рациональному построению формы, подчеркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве и до наших дней [159; 181]. А.М. Новиков справедливо отмечает, что все выдающиеся достижения России в культуре, искусстве и т.д., всегда вырастали на народной почве, из народных традиций [110]. Народное искусство несет в себе богатую, выработанную столетиями, а подчас и тысячелетиями, художественную культ^^в экспонаты орнаменты вышивки, затейливые игрушки, резьба и роспись по дереву восходят в своих образах к прошлым, часто древним культурам. Отточенные поколениями, народные традиции стали в наше время основой нового восприятия современности, основой творчества современных художников [180; 178]. По мнению Н.В. Кочеткова, народное декоративное искусство это совокупность произведений ремесла и домашнего производства, которые украшают жизнь и быт народа и вместе с тем |
Искусство, понимаемое как художественное творчество в целом, исторически развивается как система конкретных видов искусства (литература, музыка, театр, изобразительное и декоративное искусства, архитектура, дизайн и др.). Мы акцентируем внимание на декоративном искусстве, а более конкретно, на декоративно-прикладном искусстве, которое является предметным содержанием учебно-творческой деятельности, исследуемой в данной диссертации. Содержание декоративно-прикладного искусства и его место в системе художественного творчества схематично представлено нарис.З 1 . • Декорат ивное искусст во входит в большую область пластических (пространственных) искусств и является нсизобразительным видом искусства, т.е. служит художественному формированию материальной среды человека в отличие от изобразительных искусств (живопись, скульптура, графика), воспроизводящих реальный мир [169;197;266). От других родов художественной дея/ телъности пластические искусства отличаются отсутствием временного развития образа; форма в них не изменяется во времени, не имеет характера процесса, как, например, в музыке. А также, произведения пластических искусств воспринимаются зрением, апш огда и с участием осязания {скульптура и декоративно-прикладное искусство). Произведения пластических искусств имеют предметный характер, выполняются путем обработки вещественного материала, формирование которого существенно определяет характер их образного строя" [25;247]. Декоративные искусства членятся не по жанрам (как у изобразительных), а по труппам, связанным с материалами и техниками исполнения (керамика, ковроткачество, моделирование одежды и т.д.). Образ»тому языку декоративного искусства свойственна высокая степень обобщения, художественная условность, символизация, орнаментализация [197, с.49]. Д еко р а т и вно -п р и кла д н о е искусст во область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, 37 1Рисунок выполнен на основании схемы, предложенной О.Н.Нескрепко 69,с.24] и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда, игрушки и т.д.) [25; 209J . В изделиях декоративно-прикладного искусства, отмечает А.С.Каргин, более ярко, чем, например, в произведениях устно-поэтического или музыкального творчества, проявляется единство утилитарного, прагматического и эстетического начал [96J. Сама обработка природных материалов, придание им формы, создание "второй природы" мира предметов, которые природа не знает и которые противостоят ей как результат человеческого творчества, развивают духовные способности человека, в том числе "чувствующий красоту формы глаз". В слаженной, согласной работе глаза, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Пластические искусства, в т.ч и декоративно-прикладное искусство, как и другие роды художественной деятельности, осваивают мир в образной форме Обратная настроенноегь художественной веши создается не посредством изображения реальных природных форм, а имеет сноим основанием особый выразительный язык, способный возбуждать у зрителя определенные эмоциональные ассоциации. Так, например, орнамент следует рассматривать не как простое украшение, а как элемент образа произведений декоративно-прикладного искусства. Он способен выражать всевозможные человеческие чувства и настроения, участвуя, таким образом, в наполнении художественной вещи идейно-эмоциональным содержанием [8.185]. В основном, образная структура произведений декоративно-прикладного искусства строится зрительнопластическими средствами^ хоти небезразличным к его содержанию является и название, даваемое художником [ 1531. Говоря о художествеином образе, М.С.Касан отмечает, что "в любом виде художественного творчества крайне велико значение материала и технологии, ибо вне материализации, овеществления художественный образ немыслим а физические и эстетические свойства каждого материала всегда направляют творческий процесс в русло определенных закономерностей" (91, с.25j. Декоративно-прикладное искусство возникло в самую раннюю пору развития человеческого общества. Его произведениям, охватывающим самый широкий круг представлений о мире, о человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществленного труда, к рациональному построению формы, подчеркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве и до наших дней (30; 196]. Художественное творчество включает в себя как необходимое освоение культурного наследия. Н ародное искусст во (в т.ч пароопое оекорат ивиоприм адш н' искусст во) играе i важную роль в системе эстетического воспитания, способствует гармоничному развитию личности [167,180;203;270]. Л.М.Новиков справедливо отмечает, что все выдающиеся достижения России в культуре, искусстве и т.д., всегда вырастали на народной почве, из народных традиций [I73J. Народное искусство несет в себе богатую, выработанную столетиями, а подчас и тысячелетиями, художественную культуру Все экспонаты орнаменты вышивки, 5а гейл ивые игрушки, резьба и роспись по дереву восхидя'1 в своих образах к прошлым, часто древним культурам. Отточенные поколениями, народные традиции стали в наше время основой нового восприятия современности, основой творчества современных художников 1189; 197]. По мнению Н.В.Кочеткова, народное декоративное искусство это совокупность произведений ремесла и домашнего производства, которые украшают жизнь и быт народа и вместе с тем несут в себе определенную этническую нагрузку. Это искусство ручного труда и этим оно принципиально отличается от серийного ДНИ (96, с.203]. В структуру народного искусства входит хуО ож есм веинос рем есло культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, гкани и т д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественное изделие. Обшие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли рачвшис культуры художественного ре40 |