Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 51]

49 несут в себе определенную этническую нагрузку.
В структуру народного искусства входит
художественное ремесло культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, ткани и т.д.)» вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественное изделие.
Общие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли развитие культуры художественного ремесла.
Каждая вещь создавалась творчески.
Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло страны сохраняло свою самобытность
н в то же время отражало развитие мировых стилей.
Правомерно называть художественное ремесло декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотъемлемо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа
[140, с.213].
Решающую роль в развитии и сохранении искусства сыграл труд.

Целенаправленное обучение декоративноприкладному искусству побуждает
студентов к сознательной трудовой деятельности, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитать убежденного человека, "Без человеческих эмоций, писал В.И.
Ленин никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины"
[176, с.112].
Именно труд является технической базой для художественного творчества в области прикладных искусств, и именно он дал человеку руку, способную придавать создаваемым вещам эстетически значимую форму.
Ф.
Энгельс показал, что в процессе труда совершенствуются органы чувств человека, развивается сознание.
В "Диалектике природы" он писал: "Только благодаря труду человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к
жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини" [177, с.131].
Если формирование образного сознания обусловило возможность художественного освоения мира, то именно труд позволил этой возможности стать действительностью.

Труд, связанный с искусством, существенно влияет на развитие способностей человека, развитие творческих задатков и дарований каждой личности [136;139;239].
Эстетическое во всех сферах своего проявления имеет один и тот же базис —человеческое творческое деяние, практику, труд.
Именно предметная творческая деятельность является базисом эстетического воспитания и оказывает решающее влияние на формирование
творческих способностей человека [130; 164].
[стр. 40]

Декоративно-прикладное искусство возникло в самую раннюю пору развития человеческого общества.
Его произведениям, охватывающим самый широкий круг представлений о мире, о человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществленного труда, к рациональному построению формы, подчеркнутой декором.
Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве и до наших дней (30; 196].
Художественное творчество включает в себя как необходимое освоение культурного наследия.
Н ародное искусст во (в т.ч пароопое оекорат ивиоприм адш н' искусст во) играе i важную роль в системе эстетического воспитания, способствует гармоничному развитию личности [167,180;203;270].
Л.М.Новиков справедливо отмечает, что все выдающиеся достижения России в культуре, искусстве и т.д., всегда вырастали на народной почве, из народных традиций [I73J.
Народное искусство несет в себе богатую, выработанную столетиями, а подчас и тысячелетиями, художественную культуру Все экспонаты орнаменты вышивки, 5а гейл ивые игрушки, резьба и роспись по дереву восхидя'1 в своих образах к прошлым, часто древним культурам.
Отточенные поколениями, народные традиции стали в наше время основой нового восприятия современности, основой творчества современных художников 1189; 197].
По мнению Н.В.Кочеткова, народное декоративное искусство это совокупность произведений ремесла и домашнего производства, которые украшают жизнь и быт народа и вместе с тем несут в себе определенную этническую нагрузку.
Это искусство ручного труда и этим оно принципиально отличается от серийного ДНИ (96, с.203].
В структуру народного искусства входит
хуО ож есм веинос рем есло культура трудовых профессиональных навыков и технических приемов художественной обработки различных материалов (металла, кожи, гкани и т д.), вырабатываемая в процессе накопления творческого опыта мастеров, создающих художественное изделие.
Обшие эстетические идеалы народа, профессиональный артистизм ручного труда определяли рачвшис культуры художественного ре40

[стр.,41]

месла.
Каждая вещь создавалась творчески.
Развиваясь на основе народных традиций, художественное ремесло страны сохраняло свою самобытность
и в то же время отражало развитие мировых стилей.
Правомерно называть художественное ремесло декоративно-прикладным искусством, поскольку его развитие неотъемлемо от художественной образности, эстетики, культуры каждого народа
[266, с.213].
Решающую роль в развитии и сохранении искусства сыграл труд*
Декоративно-прикладное искусство стоит на стыке изобразительных искусств и трудовой деятельности.
Являясь самой богатой и разнообразной областью художественной культуры народа, оно наиболее доступно и для школы.
Занятия декоративным искусством способствуют воспитанию эстетических чувств и переживаний, без которых духовная культура теряет всякий смысл.
Изготовление изделий декоративно-прикладного характера, отмечает Г.В.Походкии оказываю большое воеШ п и г е л ь нос ж ш ей сти е на подростков.
Трудовой процесс позволяет глубже познать закономерности построения формы.
красоту изделий, возможности материапа и цвета [1941 Целенаправленное обучение декоративно-прикладному искусству побуждает школьников к сознательной трудовой деятельное!и, вызывает у них волевое напряжение и эмоциональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно воспитать убежденного человека.
"Вез человеческих эмоций.
писал В.ИЛенин никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины" [
129, с.
112].
Именно труО является технической базой для художественного творчества в области прикладных искусств, и именно он лал человеку руку, способную придавать создаваемым вешам эстетически значимую форму.
Ф.Энгельс показал, что в процессе труда совершенствуются органы чувств человека, развивается сознание.
В "Диалектике природы" он писал: "Только благодаря труду человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к
жиши картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини" [146, с.
131].


[стр.,42]

Труд сыграл важнейшую роль в развитии декорагивно-прикладного искусства.
Если формирование образного сознания обусловило возможность художественного освоения мира, то именно труд позволил этой возможности стать действительностью.

Груд, связанный с искусством, существенно влияет на развитие способностей человека, развитие творческих задатков и дарований каждой личности [66,183,225].
Эстетическое во всех сферах своего проявления имее! один и тот же базис человеческое творческое деяние, практику', труд.
Именно предметная творческая деятельность является базисом эстетического воспитания и оказывает решающее влияние на формирование
июрческих способностей человека [56; 256].
Искусство, являясь наиболее концентрированным выражением эстетического, можег быть не только целью воспитания, но и эффективным педагогическим средством трудового обучения.
Л.С.Выготский писан.
"Все авторы, которые видят родсгво между педагогикой и искусством, получаю! неожиданное подтверждение своим мыслям со стороны психологического анализа" (43* с.314].
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживаем такой аспект творческой трудовой деятельности, как ручной труО.
О важности ручного груда в общеобразовательной школе в педагогических кругах идут давние споры Но вопросу целесообразности сохранения ручного труда в содержании iрудового обучения до сих пор нет однозначной позиции.
Аргументация противников этого строится на утверждении, что в производстве ручной труд необратимо сменяется механизированным.
Более верной нам представляется иная точка зрения, которая рассматривает ручной труд в логике развития личности.
Следует отметить также уникальную возможность формирования мелкой моторики ребенка, влияющей на развитие его интеллектуальных способностей, формирование "навыков мысли" (Д.Дьюи), которой обладает именно ручной ip\;t или предметнопрактическая деятельность [72;99;225].
В.Л.Сухомлинский утверждал, что "истоки творческих способностей детей на кончиках нч пальцев.
С)г пальцев, образно говоря.
ид\г тончайшие ручейки, которые иш аки источник 1ворческой

[Back]