Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 52]

50 Искусство, являясь наиболее концентрированным выражением эстетического, может быть не только целью воспитания, но и эффективным педагогическим средством трудового обучения.
Л.С.
Выготский
писал: "Все авторы, которые видят родство между педагогикой и искусством, получают неожиданное подтверждение своим мыслям со стороны психологического анализа" [143, с.314].
О важности ручного труда в общеобразовательной школе в педагогических кругах идут давние споры.
По вопросу целесообразности сохранения ручного труда в содержании 'грудового обучения до сих пор нет однозначной позиции.
Аргументация противников этого строится на утверждении, что в производстве ручной труд необратимо сменяется механизированным.
Более верной нам представляется иная точка зрения, которая рассматривает ручной труд в логике развития личности.
Следует отметить также уникальную возможность формирования мелкой моторики ребенка, влияющей на развитие его интеллектуальных способностей, формирование "навыков мысли"
(Э.
Дьюи), которой обладает именно ручной труд или предметно-практическая деятельность [72; 136; 191].
В.А.
Сухомлинский утверждал, что "истоки творческих способностей детей —на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли...
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"
[109, с.342-343].
Искусство формирует у человека систему эстетических ценностей, развивает его эстетические потребности, стремление создавать эстетические ценности.
Искусство оттачивает чувства человека, учит воспринимать красоту, формирует чувственное, красочное видение мира
[77; 121; 211; 153].
«В каждом произведении искусства есть гармоническое целое ...

Единство, гармония, стиль, архитектура, стройность — вот его идеал, и в этом его высокая педагогическая ценность» [55, с.320].
На наш взгляд, художественная деятельность играет уникальную роль в развитии учашихся общеобразовательной школы.
О ее роли в развитии личности
свидетельствует хотя бы тот факт, что, по мнению японцев, их мировое лидерство в области технологий определяется во многом воспитанием у всех детей без исключения художественных наклонностей.
Человек, которого с детства учат творчески любить красоту, не может свою работу выполнять кое-как.
Напротив, он будет стремиться любую работу делать как можно лучше, пытаясь в самый рутинный труд внести творческие элементы
[137, с.25 ].
Действительно эстетически развитый человек не может создавать некачественный продукт
[99, с.89].
Современные исследователи считают основным в воз
[стр. 42]

Труд сыграл важнейшую роль в развитии декорагивно-прикладного искусства.
Если формирование образного сознания обусловило возможность художественного освоения мира, то именно труд позволил этой возможности стать действительностью.
Груд, связанный с искусством, существенно влияет на развитие способностей человека, развитие творческих задатков и дарований каждой личности [66,183,225].
Эстетическое во всех сферах своего проявления имее! один и тот же базис человеческое творческое деяние, практику', труд.
Именно предметная творческая деятельность является базисом эстетического воспитания и оказывает решающее влияние на формирование июрческих способностей человека [56; 256].
Искусство, являясь наиболее концентрированным выражением эстетического,
можег быть не только целью воспитания, но и эффективным педагогическим средством трудового обучения.
Л.С.Выготский
писан.
"Все авторы, которые видят родсгво между педагогикой и искусством, получаю! неожиданное подтверждение своим мыслям со стороны психологического анализа" (43* с.314].
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживаем такой аспект творческой трудовой деятельности, как ручной труО.
О важности ручного груда в общеобразовательной школе в педагогических кругах идут давние споры Но вопросу целесообразности сохранения ручного труда в содержании iрудового обучения до сих пор нет однозначной позиции.
Аргументация противников этого строится на утверждении, что в производстве ручной труд необратимо сменяется механизированным.
Более верной нам представляется иная точка зрения, которая рассматривает ручной труд в логике развития личности.
Следует отметить также уникальную возможность формирования мелкой моторики ребенка, влияющей на развитие его интеллектуальных способностей, формирование "навыков мысли"
(Д.Дьюи), которой обладает именно ручной ip\;t или предметнопрактическая деятельность [72;99;225].
В.Л.Сухомлинский утверждал, что "истоки творческих способностей детей на кончиках нч пальцев.
С)г пальцев, образно говоря.
ид\г тончайшие ручейки, которые иш аки источник 1ворческой

[стр.,43]

мысли...
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок"
(231, с.342343].
Роль искусства в жизни людей, в формировании личности трудно переоценить.
Искусство формирует у человека систему эстетических ценностей, развивает его эстетические потребности, стремление создавать эстетические ценности.
Искусство оттачивает чувства человека, учит воспринимать красоту, формирует чувственное, красочное видение мира
(59; 80; 249].
О важной педароричеекпй роли искусст ва говорил В.П.Вахтеров: "В сущности, вся роль учителя сводится к тому, чтобы связывать все факты, все мысли в головах учеников и строить из них одно гармоничное целое, соответствующее действительности.
Мы знаем, что в науке это достигается путем широких обобщений, законов и выводов.
Но этой же цели служит и искусство.
В каждом произведении искусства есть гармоническое целое ...

Ндинство, гармония, стиль, архитектура, стройность вот его идеал, и в этом его высокая педшогическая цешюст1»"31, с.320].
На наш sirляд, художественная деятельность играет уникальную роль в f развитии учащихся общеобразовательной школы.
О ее роли в развитии личности
свидегельсшуе' хотя бы тот факт, что по мнению японцев их мировое лидерство в области технологий определяется во многом воспитанием у всех детей без исключения художественных наклонностей.
Замечено, что человек, которого с детства учат творчески любить красоту, не может свою работ\ выполнять кое-как.
Напротив, он будет стремиться любую работу делать как можно лучше, пытаясь в самый рутинный труд внести творческие элементы
[3 9 , с.25 ] Действительно эстетически развитый человек не может создавать некачественный продукт [98, с.89).
Современные исследователи считают основным в воздействии
искусства на человека его способность развивать познавательный, созидательный, ценностно-ориентационный и коммуникативный потенциалы личности [65;98;154.190 и др.].
С точки зрения педагогики творчества важным является \лнерждение, что творческоегь, способность к творческому выполнению любой деятельности не является исключительным врожденным ларом.
Эту способность можно и 43

[Back]