Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 55]

53 —как интегральное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А.М.
Матюшкин); —как возможность актуализации личности (Н.Б.
Крылова); —как развитое чувство нового, открытость всему новому, как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, высокая степень развития мышления, его гибкость,
нестереотипность и оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г.
Браже, Ю.Н.
Кулюткин)
[94;88;93;70;81;7;169].
В.Г.
Рындак, рассматривая творческое развитие как систему личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость новому др.), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями и знаний, умений, убеждений, определяющих результаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществляемой деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.
При этом саморазвитие рассматривается как закономерное изменение индивида, а самореализация как максимальное
раскрытие творческих способностей.
Роль самореализации состоит в раскрытии творческого
развития [15;74].
Отсюда мы вправе рассматривать творческое развитие как необходимую предпосылку деятельности творческого характера.
По мнению некоторых исследователей (М.Г.
Мерзлякова, М.М.
Поташник и др.) творческая деятельность не является уделом избранных.
Каждый учитель обладает в той или мере творческим потенциалом
[10;223 и др.].
Это дает право утверждать, что
творческое развитие учителя можно и нужно развивать.
Для нашего исследования важно, что в большинстве подходов к исследованию творческого
развития личности идет ориентация на деятельность, ее либо включают в структуру творческого развития как условие или средство его развития, либо целиком сориентированы на нее.
Термин
"творческое развитие" часто употребляется исследователями в качестве синонима таких понятий как "творческая личность", "креативность", "одаренность" личности.
М ы не склонны противопоставлять различные определения творческого
развития, считая, что каждое из них характеризует творческое развитие личности с определенных позиций.
В своем исследовании мы придерживаемся мнения тех ученых, которые рассматривают структуру творческого
развития личности как совокупность собственно потенциальной, мотивационной и когнитивной составляющих.
[стр. 48]

В.В.Давыдов, Он считает, что личностью является индивид, обладающий определенным творческим потенциалом [64].
То есть, творческое развитие есть высшее направление в развитии личности человека в целом.
Таким образом, потенциал личности определяется через готовность к осуществлению какой-либо деятельности и через возможность достижения определенного уровня личностного развития, В общефилософском плане творческий потенциал определяется как совокупность возможностей целенаправленной преобразовательной деятельности [1 1 1 ] Психологи и педагоги характеризуют творческий потенциал личности следующим образом: как интегрирующее качество меры возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (В.Ф.Овчинников); как одну из сфер творческой личности, ее аксиологический потенциал (С М К аган, Н.В.Кузьмина); как интегральное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А М.Матюшкин); как возможность актуализации личности (Н.Б.Крылова); как развитое чувство нового, открытость всему новому, как систему знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека, высокая степень развития мышления, его гибкость, нестереотипностъ и оригинальность, способность быстро менять приемы действий в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г.Браже, Ю.Н.Кулюткин) [27; 115; 12 1;122; 149; 175].
Ряд авторов определяет творческий потенциал личности как интегральную целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающих его субъективную потребность в самореализации и саморазвитии (8 8 ).
На наш взгляд, наиболее развернутую и целостную характеристику понятия дает В.Г.Рындак, рассматривая творческий потенциал как сист ем у личностных способностей (изобретательность, воображение, критичность ума, открытость новому др.), позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями и знаний, умений, убеждений, определяющих ре43

[стр.,49]

зультаты деятельности (новизну, оригинальность, уникальность подходов субъекта к осуществляемой деятельности), в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию.
При этом саморазвитие рассматривается как закономерное изменение индивида, а сам ореализация как м а кси м
ольное раскры т ие творческих способност ей.
Роль самореализации состоит в раскрытии творческого
потенциала [213^215].
Отсюда мы вправе рассматривать творческий потенциал как необходимую предпосылку деятельности творческого характера.
По мнению некоторых исследователей (М.Г.Мерзлякова, М.М.Поташник и др.) творческая деятельность не является уделом избранных.
Каждый учитель обладает в той или мере творческим потенциалом
[155,193 и др.].
Это дает право утверждать, что
творческий потенциал учителя можно и нужно развивать Для нашего исследования важно, что в большинстве подходов к исследованию творческого потенциала личности идет ориентация на деятельность, ее либо включают в структуру творческого потенциала как условие или средство его развития, либо целиком сориентированы на нее Термин "творческий потенциал" часто употребляется исследователями в качестве синонима таких понятий как "творческая личность", "креативность", "одаренность" личности.
Под одаренностью также понимают интеллектуальнотворческий потенциал личности [217], взаимосвязь когнитивной и аффективной сфер в их единстве [21;270 и др.].
Креативность рассматривается и как диалектическое единство потенциального и актуального, системная связь авторского потенциала с его исполнением [21; 213].
Некоторые исследователи выделяют творческий потенциал как потенциальную креативность [50].
Мы не склонны противопоставлять различные определения творческого
потенциала, считая, что каждое из них характеризует творческий потенциал личности с определенных позиций.
В своем исследовании мы придерживаемся мнения тех ученых, которые рассматривают структуру творческого
потенциала личности как совокупность собственно-потенциальной, мотивационной и когнитивной составляющих.

[Back]