Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 57]

55 системных качеств творческой личности (активность, воображение, открыгость, диалогичность, свобода самовыражения, нравственно-ценностная ориентация, ответственность, удовлетворенность деятельностью), анализ которых позволит диагностировать и корректировать учебновоспитательный процесс [163].
Считаем необходимым остановиться на взаимоотношении понятий
"творческое развитие" и "творческая способность", которые нередко неправомерно отождествляются.
В психолого-педагогической литературе можно встретить две полярные точки зрения на то, что называют творческой способностью.
С одной стороны, некоторые известные авторы (Д.Б.
Богоявленская, Ю.В.
Ш аронин и др.) исключают наличие творческой способности как таковой (а рассматривают качества творческой личности), поскольку способности обычно связывают с возможностью выполнения какой-либо конкретной деятельности, а творческая деятельность не стоит в ряду основных видов деятельности и не является специальной деятельностью, а есть качественная характеристика любой деятельности
[17;51;163 и др.].
С другой стороны, не менее уважаемые авторы (В.И.
Андреев, Л.К.
Веретенникова и др.) выделяют творческую способность в ряду свойств и качеств личности как способность осуществлять любую продуктивную деятельность
[69;95 и др.].
Нам представляется, что эти две позиции не противоречат друг другу, более того, они могут и должны быть взаимоувязаны через сопоставление творческого
развития и творческой способности личности.
Целеполагание педагогики творчества состоит в раскрытии творческого
развития личности, то есть перевода из потенциального состояния в актуальное через развитие.
Под потенциальным в самом общем виде понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях.
Главным условием реализации творческого
развития выступает активность личности.
Актуализация способствует созданию новых "продуктивных" системных свойств, новых мотивационных характеристик поведения и деятельности.
Будучи актуализированным,
творческое развитие становится способностью к продуктивной деятельности безотносительно к ее конкретному виду, т.е.
"генерализованной" способностью личности.
Отношение творческое
развитие —творческая способность можно выразить в виде элементарной формулы: активность выступает в качестве той силы, которая приводит в движение потенциальные возмож
[стр. 52]

52 В таблице не представлены также подходы в русле новых зарождающихся наук, "выходящих за пределы педагогики", но находящихся на стыке наук (педагогики и других) педагогическая а к с и о л о г и я , педагогическая а к м е о л о г и я , педагогическая с и н е р г е т и к а и др.12,3 1 Утверждение гуманистического принципа непрерывного развития творческого потенциала учителя на этапе профессионального совершенствования является целевой а к с н о л о ги ч е с к о й установкой концепции педагогического образования (1989 г) в отличие от предыдущих, ориентированных на технократический подход Основой и целью гуманистически ориентированной парадигмы отечественного образования является полноценное развитие человека, обогащения его творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей [49;1бб и др ].
2 Новые подходы к исследованию творческого потенциала находят также отражение в а к м е о ло ги и , Понятие "акмеология" было введено H Л Рыбниковым для обозначения возрастной психологии зрелости или взрослости, В педагогической плоскости предметом акмеологии является изучение объективных и субъективных факторов достижения вершим в творческой деятельности [216] По мнению Н.В Кузьминой, акмеология это "наука о закономерностях развития человека, достижения созидательной деялельноеги самореализации творческого потенциала" [121, с.41].
3 С и н е р г е ти к а , или теория самоорганизации систем.
Синергетический подход к проблеме творческого потенциала личности, развиваемый Ю.В Шарониным, рассматривает творческую личность как открытую систему, обладающую способностью к самоорганизации (воспроизводству активности в раскрытии творческого потенциала).
Этот подход предполагает выделение системных качеств творческой личности (активность, воображение, открытость, диалогичкость, свобода самовыражения, нравственно-ценностная ориентация, ответственность, удовлетворенность деятельностью), анализ которых позволит диагностировать и корректировать учебно-воспитательный процесс [257].


[стр.,56]

Считаем необходимым остановиться на взаимоотношении понятий % "творческий потенциал" и "творческая способность", которые нередко неправомерно отождествляются, В психолого-педагогической литературе можно встретить две полярные точки зрения на то, что называют творческой способностью.
С одной стороны, некоторые известные авторы (Д.Б,Богоявленская, Ю.В.Шаронин и др.) исключают наличие творческой способности как таковой (а рассматривают качества творческой личности), поскольку способности обычно связывают с возможностью выполнения какой-либо конкретной деятельности, а творческая деятельность не стоит в ряду основных видов деятельности и не является специальной деятельностью, а есть качест венная характеристика любой деятельности
[21;257;270 и др.].
С другой стороны, не менее уважаемые авторы (В.И.Андреев, Л.К.Веретенникова и др.) выделяют творческую способность в ряду свойств и качеств личности как способность осуществлять любую продуктивную деятельность
[4;34 и др.].
Нам представляется, что эти две позиции не ^ противоречат друг другу, более того, они могут и должны быть взаимоувязаны через сопоставление творческого
потенциала и творческой способности личности.
Целеполагание педагогики творчества состоит в раскрытии творческого
потенциала личности, то есть перевода из потенциального состояния в актуальное через развитие.
Под пот енциальны м в самом общем виде понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях.
Главным условием реализации творческого
потенциала выступает а кт ивност ь личности А кт уализация способствует созданию новых "продуктивных" системных свойств, новых мотивационных характеристик поведения и деятельности Будучи актуализированным, творческий потенциал становится способностью к продуктивной деятельности безотносительно к ее конкретному виду, т.е.
"генерализованной" способностью личности.
Отношение т
ворческий пот снциач т ворческая способност ь мож* но выразить в виде элементарной формулы: 56

[Back]