Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 58]

56 ности человека, стимулирует их развитие и актуализацию в виде способности к творчеству.
Таким образом, творческую способность можно рассматривать, на наш взгляд, как актуализированный творческое
развитие личности.
В психолого-педагогических исследованиях активность рассматривается в двух направлениях: как деятельность и как черта личности.
Т.И.
Шамова справедливо считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга и выделяет три уровня активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

Для нашего исследования имеет принципиальное значение, что творческая активность имеет не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющую.
Творческая активность проявляется в направленности деятельности на преобразуемый объект, выделение закономерностей различных уровней, форм способов проявления в различных сферах творческой деятельности; как способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию.
Творческая активность, выступая как мотив деятельности, опредмечивается в предмете и реализуется в нем
[230, с.216].
Мы согласны с А.
Блахутом, который указывает на прямую связь творческой способности личности с общей способностью, являющейся совокупностью общих и специальных способностей, которые в свою очередь включают в себя перцептивные, интеллектуальные, характерологические свойства и качества личности общего характера.
В творческой способности к этим составляющим добавляются еще и эстетические свойства и качества личности
[192, с.99].
Отсюда следует, что творческая способность носит также общий характер.
Инвариантность этой способности обусловлена каждый раз тем видом деятельности, в котором она проявляется и на который
ока накладывает свой отпечаток, эстетизируя его.
Таким образом, в общем виде творческую способность можно определить как комплекс перцептивных, интеллектуальных, характерологических и эстетических свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности эстетически творящей личностью.
Отсюда можно заключить, что развивая эстетические компоненты в структуре личности, мы будем способствовать раскрытию ее творческого
развития и актуализации его в виде общей творческой способности.
На основании этого вывода и с учетом того, что рассматриваемая в диссертации деятельность
студентов носит художественно-творческий характер, мы выделили из ряда представленных в таблице критериальных признаков твор
[стр. 57]

57 творческий потенциал + активность — ► творческая способность то есть активность выступает в качестве той силы, которая приводит в движение потенциальные возможности человека, стимулирует их развитие и актуализацию в виде способности к творчеству.
Таким образом, т ворческую способност ь м ож но рассмат риват ь, на наш взгляд, как акт уализированный т
ворческий пот енциал личности.
В психолого-педагогических исследованиях акт ивност ь рассматривается в двух направлениях: как деятельность и как черта личности.
Т.И.Шамова справедливо считает, что эти подходы нельзя отрывать друг от друга и выделяет три уровня активности: воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

А.Б.Богоявленская выделяет три уровня интеллектуальной активности, характеризующих степень творческих проявлений личности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный (их характеристики приведены на стр.21-23).
Для нашего исследования имеет принципиальное значение, что творческая активность имеет не только интеллектуальную, но и эмоциональную составляющую.
Творческая активность проявляется в направленности деятельности на преобразуемый объект, выделение закономерностей различных уровней, форм способов проявления в различных сферах творческой деятельности; как способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию.
Творческая активность, выступая как мотив деятельности, опредмечивается в предмете и реализуется в нем
[263, с.216].
Механизмом активности является потребность, опирающаяся на знания и чувства в их объективной обусловленности [245, Мы согласны с А.Блахутом, который указывает на прямую связь творческой способности личности с общей способностью, являющейся совокупностью общих и специальных способностей, которые в свою очередь включают в себя перцептивные, интеллектуальные, характерологические свойства и качества личности общего характера.
В творческой способности к этим составляющим добавляются еще и эстетические свойства и качества личности
[18, с.99].
Огсюс.91].


[стр.,58]

да следует, что творческая способность носит также общий характер.
Инвариантность этой способности обусловлена каждый раз тем видом деятельности, в котором она проявляется и на который
она накладывает свой отпечаток, эстетизируя его.
Таким образом, в общем виде т ворческую способност ь можно определить как комплекс перцептивных, интеллектуальных, характерологических и эстетических свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности эстетически творящей личностью.
Отсюда можно заключить, что развивая эст ет ические компонент ы в ст рукт уре личности, мы будем способст воват ь раскры т ию ее т ворческого
пот енциала и акт уализации его в виде общ ей т ворческой способност и.
На основании этого вывода и с учетом того, что рассматриваемая в диссертации деятельность
учителя труда носит художественно-творческий характер, мы выделили из ряда представленных в таблице критериальных признаков творческого потенциала для рассмотрения и экспериментального исследования те, которые являются специфическими для данной деятельности, т.е.
носят ярко выраженный эстетический характер и неотъемлемы от данной деятельности (без них эта деятельность неосуществима).
В отборе этих признаков учитывалось, что в основе художественных способностей лежит синкретическое единство четырех механизмов мышления, воображения, эмоциональности и общительности.
То есть, для функционирования художественной способности и высшего ее проявления художественного таланта необходимы и творческая сила воображения, и особая эмоциональная восприимчивость (способность "вчувствования" и "заражения"), и особая мыслительная способность ("мышление в образах"), и особая коммуникативная потребность (потребность в "самовыражении" и приобщении другого к этому своему состоянию) [92, с.
168-169; 238].
Необходимым условием выделения совокупности признаков считаем сохранение структурной целостности творческого потенциала личности (см.рис.4).
58

[Back]