65 П.IX Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Эти процессы, постоянно развиваясь, находятся в тесной взаимосвязи [188]. Установка на усвоение образцов в процессе обучения, использование однообразных стереотипных действий приводит к постепенному угасанию творческого воображения [111 ;186]. По словам Л.С, Выготского, "чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта" [2, с.10]. Следовательно, для создания основ творческой деятельности человека необходимо обогащение его чувственного опыта, расширение знаний, наличие соответствующей предметной среды. Современные науки относят воображение к интеллектуальному, т.е. сознательному и осознаваемому уровню творчества. В то же время, способность комбинирования и манипулирования разными образами и предметами, противопоставление их и нахождение между ними связей, общих признаков, отличий, рождающих новые образы, мысли, выводы и даже законы, не всегда протекает лишь на интеллектуальном уровне. Неосознаваемое, интуитивное комбинирование чувственными образами часто рождает новые образы, из которых интеллект не всегда может выделить содержащуюся в них мысль. Эти новые образы не позволяют относить эстетическое воображение только к интеллектуальному уровню творчества или только к интеллектуальным способностям человека. Известно, что самое сложное в любом творчестве порождение нового образа, представления, понятия, формы и т.д. Процесс этот обязательно совершается через прорыв известного, устоявшегося, стереотипного, доказанного и привычного. В искусстве этот процесс происходит легче, чем в других видах человеческой деятельности (например, в науке), потому, что искусство есть мышление в образах (ассоциативное мышление легче переходит от образа через воображение к новому образу) и потому, что его язык более подвижен, менее подвержен стереотипам, унификации, чем, например, язык науки [215;216;148]. Воображение выступает в качестве посредника между чувственными и интеллектуальными уровнями творчества. В самом творческом акте оно выступает рядом с интуицией и опирается как на ассоциатив |
тивное воображение особое значение имеет в искусстве, играя главную, определяющую роль [118;153;233]. Для создания ориентированной основы действий в творчестве (создании нового, неизвестного) необходимо создать предварительно воображаемые модели объекта творчества на основе имеющейся информации, выбрать оптимальный вариант с точки зрения цели творчества и средств ее достижения. В процессе фантазирования на основе имеющихся знаний возникают новые знания. Как пишет А.Я.Дудецкий, познание (мышление) стимулирует воображение, создающее модель преобразования, которая затем проверяется и уточняется мышлением [71, с.121]. Образно говоря, воображение создает как бы "зону ближайшего развития" (термин Л.С.Выготского) мышления. Воспитание воображения это одновременно и воспитание мышления и наоборот. Творческое мышление —это и есть мышление плюс воображение или единственный интеллектуально-волевой процесс [42;65;205]. П.П.Блонский отмечал, что оперирование образами начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением. Эти процессы, постоянно развиваясь, находятся в тесной взаимосвязи [19]. Установка на усвоение образцов в процессе обучения, использование однообразных стереотипных действий приводит к постепенному угасанию творческого воображения [205 мдр]. По словам Л.С.Выготского, "чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта" [42, с. 10]. Следовательно, для создания основ творческой деятельности человека необходимо обогащение его чувственного опыта, расширение знаний, наличие соответствующей предметной среды Современные науки относят воображение к интеллеюуальному, т.е сознательному и осознаваемому уровню творчества. В то же время, способность комбинирования и манипулирования разными образами и предметами, проти69 вопоставление их и нахождение между ними связей, общих признаков, разниц, рождающих новые образы, мысли, выводы и даже законы, не всегда протекает лишь на интеллектуальном уровне. Н еосознаваем ое, инт уит ивное комбиниро• вание чувственными образами часто рождает новые образы, из которых интеллект не всегда может выделить содержащуюся в них мысль. Эти новые образы не позволяют относить эстетическое воображение только к интеллектуальному уровню творчества или только к интеллектуальным способностям человека. Известно, что самое сложное в любом творчестве порождение нового образа, представления, понятия, формы и т.д. Процесс этот обязательно совершается через прорыв известного, устоявшегося, стереотипного, доказанного и привычного. В искусстве этот процесс происходит легче, чем в других видах человеческой деятельности (например, в науке), потому, что искусство ест ь м ы ш ление в образах (ассоциативное мышление легче переходит от образа через воображение к новому образу) и потому, что его язык более подвижен, менее подвержен стереотипам, унификации, чем, например, язык науки [54;79]. Воображение выступает в качестве посредника между чувственными и интеллектуальными уровнями творчества В самом творческом акте оно выступает рядом с инт уицией и опирается как на ассоциат ивное мы ш ление, так и на ассоциат ивны е чувствования. Воображение всегда ориентировано на красоту. Оно может быть только эстетическим, так как вся комбинаторная деятельность мозга подчинена поискам объективной гармонии, красоты и совершенства, которые должны быть зафиксированы в столь же прекрасных образах, картинах, мыслях, формах, законах и теориях [59;65;249). Фантазия, продуктивное воображение, являясь неотъемлемым свойством человеческого мышления вообще, в художественном познании действительности, в искусстве играет главную, определяющую роль. В процессе эстетического восприятия чувственный образ как результат отражения действительности ассоциируется с представлениями, хранящимися в памяти, а также с чувствами и мыслями человека. Возникшая мысль ассоциируется с другой мыслью, с другим чувством, с Другим образом, в результате получается разветвленная и сложная цепь ассоциаций. Ассоциации по сходству. 70 |