Проверяемый текст
Нагель, Ольга Ивановна; Учебно-творческая деятельность учителя трудового обучения в современной школе (Диссертация 2001)
[стр. 80]

7 7 но активизировались в конце 80-годов [14, с.20].
Среди современных западных концептуальных моделей
развития интеллектуалыго-творческой одаренности выделяют следующие: "Модель обогащения" Рензулли (наиболее популярна), модель "Свободный класс", "Структура интеллекта" Гилфорда, "Таксономия целей обучения" Блума, а также когнитивноаффективную модель Уильямса (попытка связать когнитивные показатели развития модели Блума, знания, анализ, синтез и т.д.
с аффективными
образованиями из "Таксономии" Кратвола — принятием, реагированием, оцениванием и др.
[252, с.205].
Вышеобозпачениые модели используются в качестве основы для разработки профамм обучения одаренных детей.
Ни одна из моделей не обладает неоспоримым преимуществом перед другими.
Выбор модели зависит от целей
профаммы и педагогических взглядов ее авторов.
В реальности чаще всего в
профаммах творческого развития студентов используются положения разных концептуальных моделей [252, с.232-233].
Разработанный Д.Б.
Богоявленской "метод креативного поля" в экспериментальной ситуации дает большие возможности для моделирования, в частности, в художественном творчестве создание модели двух слоев реальности внешней, предметной, и глубинного содержания объективного или субъективного мира человека, "сущности предмета", которая не раскрывается сама по себе [60, с.
124].
В.И.
Андреев разработал модель творческого развития и саморазвития личности (в высшей школе).
А.И.
Савенков
предложил и экспериментально подтвердил результативность модели развития творческих способностей ребенка, альтернативную традиционной (обобщенной модели) как для зарубежной так и для отечественной теории и практики.
Неоспоримым достоинством предложенной модели в отличие от традиционной, где компоненты разобщены, является необходимость взаимосвязи отдельных компонентов модели.

Для нашего исследования важно утверждение А.И.
Савенкова, основанное на анализе практики и результатах специальных исследований, о
[стр. 83]

получения информации, исследования его аспектов, а также для преобразования и управления им [159, с.
19].
Модель педагогического процесса, как отмечают некоторые авторы (Н.В.Языкова и др.), исходя из определения конечной цели, должна включать три основных компонента: теоретическое обучение, практическое обучение и научно-исследовательскую работу, в которых решаются в единстве образовательная , развивающая и воспитательная цели.
Теоретический анализ показал, что в модели, как правило, отражены основные условия протекания исследуемого процесса, определен необходимый минимум теоретических знаний и практических умений, выделены методы, формы организации процесса (176;184;213;216;221;229}.
При рассмотрении структуры модели учебно-творческой деятельности на основе взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда учтены вышеобозначенные положения о структуре педагогической модели.
Логика изложения не позволяет приступить к моделированию процесса, исследуемого в данной диссертации, не сделав прежде хотя бы беглый обзор существующих моделей, отражающих концептуальные подходы к творческому развитию личности, Исследования в области развития творческого потенциала (одаренности, креативности, интеллектуально-творческой активности) значительно активизировались в конце 80-годов [217, с.20].
В то же время была опубликована "концепция творческой одаренности" А.М.Матюшкина, которая представляет комплекс интеллектуальных, творческих и мотивационных факторов.
Среди современных западных концептуальных моделей
развитая интеллектуально-творческой одаренности выделяют следующие: "Модель обогащения" Рензулли (наиболее популярна), модель "Свободный класс", "Струюура интеллекта" Гилфорда, "Таксономия целей обучения" Блума, а также когнитивно-аффективную модель Уильямса (попытка связать когнитивные показатели развития модели Блума, знания, анализ, синтез и т.д.
с аффективными
обра82

[стр.,84]

эованиями из "Таксономии" Кратволя принятием, реагированием, оцениванием и др.
[176, с.205].
Вышеобозначенные модели используются в качестве основы для разработки программ обучения одаренных детей.
Ни одна из моделей не обладает неоспоримым преимуществом перед другими.
Выбор модели зависит от целей
программы и педагогических взглядов ее авторов.
В реальности чаще всего в
программах творческого развития детей используются положения разных концептуальных моделей [176, с.232-233].
Среди отечественных авторов, исследующих проблему творческого развился на концептуально-теоретическом и практическом уровнях, применительно к нашему исследованию нельзя не назвать Д.Б.Богоявленскую (разработанный ею "метод креативного поля" в экспериментальной ситуации дает большие возможности для моделирования, в частности, в художественном творчестве создание модели двух слоев реальности внешней, предметной, и глубинного содержания объективного или субъективного мира человека, "сущности предмета", которая не раскрывается сама по себе) (20, с.124]; В.И.Андреева, разработавшего модель творческого развития и саморазвития личности (в высшей школе); А.И.Савенкова, предложившего и экспериментально подтвердившего результативность модели развития творческого потенциала ребенка, альтернативную традиционной (обобщенной модели) как для зарубежной так и для отечественной теории и практики.
Неоспоримым достоинством предложенной модели в отличие от традиционной, где компоненты разобщены, является необходимость взаимосвязи отдельных компонентов модели.

Модель представлена в виде графического образа.
Для нашего исследования важно утверждение А.И.Савенкова, основанное на анализе практики и результатах специальных исследований, о
том, что специальная работа по развитию творческого потенциала личности особенно эффективна, если она проводится средствами художественной деятельности [217, с.54].
Для нашего исследования представляют интерес педагогические технологии, системы (они же модели по В.М.Монахову [221,с.15]) развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности 83

[Back]