86 стей студентов, возможно прохождение следующих этапов: организационно-подготовительного, деятельностно-оценочного, проектировочного. Организационно-подготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Реализация программы спецкурса по декоративноприкладному творчеству дает возможность выявления затруднений при решении творческих задач разного уровня. Под руководством преподавателя слушатели включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества [16J. Деятельностно-оценочный этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности. На всех этапах важно такая организация учебно-творческой деятельности, которая обеспечивает динамику творческого роста студентов, когда творческое мышление становится неотъемлемым профессиональнозначимым качеством личности преподавателя. Эффективность реализации взаимосвязи теории и практики учебнотворческой деятельности во многом зависит от выбора адекватных цели развития творческих способностей студентов методов и форм обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что охарактеризовано уже достаточно много методов обучения, ориентированных на |
В этом отношении представляется целесообразной теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная .Я.Гальпериным и Н.Ф.Талызнной [45], которая намечает и устанавливает последовательные шаги процесса, что и обеспечивает его структурность. Следовательно, мы полагаем правомерным рассматривать взаимосвязь теории и практики учебно-творческой деятельности в развитей творческого потенциала учителя труда как процесс поэтапного совершенствования всех его составляющих. При этом мы придерживаемся мнения тех ученых, которые рассматривают этап как "отдельный момент, отрезок времени в развитии какого-либо ... процесса” (В.И.Дндреев, П.РАтутов и др.). Рассмотрев выделяемые этапы процессы обучения в ряде исследований [34;51;52;155;216] предполагаем, что в развитии творческого потенциала учителя труда, возможно прохождение следующих этапов: организационноподготовительного, деятельностно-оценочного, проектировочного. Организационно-подготовительный этап требует обеспечения специальных наблюдений с целью выявления знаний, умений, возможностей обучаемых. Реализация программы спецкурса по декоративно-прикладному творчеству дает возможность выявления затруднений при решении творческих задач разного уровня, Под руководством преподавателя слушатели включаются в исследовательскую деятельность. Формируется умение (анализировать, оценивать. Осмысляется собственная готовность к творческой деятельности. В содержание данного этапа входит также создание творческого инновационного климата, атмосфера сотрудничества [216]. Деят елъност но-оцепочньо* этап отвечает за организацию обучающих операций, выполнение творческих заданий. На проектировочном этапе осуществляется осознание своих творческих возможностей, степень готовности к творческой деятельности; планирование и конструирование наиболее рациональных и эффективных способов деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками; прогнозирование результатов и возможных трудностей на пути их достижения; обоснование и проектирование выбора средств, методов, форм осуществления деятельности. i 94 На всех этапах важно такая организация учебно-творческой деятельности, которая обеспечивает динамику творческого роста учителя труда, когда творческое мышление становится неотъемлемым профессионально-значимым качеством личности учителя. I i Эффективность реализация взаимосвязи теории и практики учебнотворческой деятельности во многом зависит от выбора адекватных цели развития творческого потенциала учителя труда методов и форм обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что охаракгериз<ъ вано уже достаточно много методов обучения, ориентированных на творческое развитие личности fl33; 182;178 и др.) В нашем исследовании мы опираемся на концепцию методов обучения И.Я.Лернера, который выделяет следующую систему общедидактических методов: 1) информационно-рецептивный, 2) репродуктивный, 3) проблемное изложение, 4) эвристический, 5) исследовательский. Данные методы относятся к гност ическим методам, то есть различаются по характеру познавательной деятельности. В рамках названных методов в ходе исследуемой учебно-творческой деятельности находят применение: логические методы, то есть методы организации и осуществления мыслительных операций (сравнения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза, выделения главного, обобщения, систематизации); метода инт еллект уального ст им улирования ("мозговой штурм", выполнение творческих заданий, "развивающая кооперация" и др.); наглядны е (зрительный ряд оригиналы художественных изделий, их фотографии и пр.); аудиовизуальны е -сочетание словесных и наглядных методов, видео-показ; практ ические (преобразование учебного материала, упражнения, эксперимент и р.). Исходя из специфики художественного творчества, в основе которого лежит визуальное восприятие, в учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера центральное место отводится наглядным методам обучения и средствам наглядности. Особую значимость для нашего исследования имеют м ет оды акт ивного обучения, то есть методы, стимулирующие познавательно-творческую деятельность обучающихся. К ним относятся: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы (их характеристики см. в параграфе 2.3). 95 |