87 творческое развитие личности [251 ;63;24 и др.]. В нашем исследовании мы опираемся на концепцию методов обучения И.Я. Лернера, который выделяет следующую систему общедидактических методов: 1) информационно-рецептивный; 2) репродуктивный; 3 ) проблемное изложение; 4) эвристический; 5) исследовательский. Данные методы относятся к гностическим методам, то есть различаются по характеру познавательной деятельности. В рамках названных методов в ходе исследуемой учсбно-творческой деятельности находят применение: логические методы, то есть методы организации и осуществления мыслительных операций (сравнения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза, выделения главного, обобщения, систематизации); методы интеллектуального стимулирования ("мозговой штурм", выполнение творческих заданий, "развивающая кооперация" и др.); наглядные (зрительный ряд оригиналы художественных изделий, их фотографии и пр.); аудиовизуальные -сочетание словесных и наглядных методов, видео-показ; практические (преобразование учебного материала, упражнения, эксперимент и др.). Исходя из специфики художественного творчества, в основе которого лежит визуальное восприятие, в учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера центральное место отводится наглядным методам обучения и средствам наглядности. Особую значимость для нашего исследования имеют методы активного обучения, то есть методы, стимулирующие познавательнотворческую деятельность студентов. К ним относятся: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы (их характеристики см. в параграфе 2.3). Посредством этих методов реализуется исследовательский компонент учебно-творческой деятельности студентов. Существенную роль в активизации учебно-творческой деятельности играют формы |
На всех этапах важно такая организация учебно-творческой деятельности, которая обеспечивает динамику творческого роста учителя труда, когда творческое мышление становится неотъемлемым профессионально-значимым качеством личности учителя. I i Эффективность реализация взаимосвязи теории и практики учебнотворческой деятельности во многом зависит от выбора адекватных цели развития творческого потенциала учителя труда методов и форм обучения. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что охаракгериз<ъ вано уже достаточно много методов обучения, ориентированных на творческое развитие личности fl33; 182;178 и др.) В нашем исследовании мы опираемся на концепцию методов обучения И.Я.Лернера, который выделяет следующую систему общедидактических методов: 1) информационно-рецептивный, 2) репродуктивный, 3) проблемное изложение, 4) эвристический, 5) исследовательский. Данные методы относятся к гност ическим методам, то есть различаются по характеру познавательной деятельности. В рамках названных методов в ходе исследуемой учебно-творческой деятельности находят применение: логические методы, то есть методы организации и осуществления мыслительных операций (сравнения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза, выделения главного, обобщения, систематизации); метода инт еллект уального ст им улирования ("мозговой штурм", выполнение творческих заданий, "развивающая кооперация" и др.); наглядны е (зрительный ряд оригиналы художественных изделий, их фотографии и пр.); аудиовизуальны е -сочетание словесных и наглядных методов, видео-показ; практ ические (преобразование учебного материала, упражнения, эксперимент и р.). Исходя из специфики художественного творчества, в основе которого лежит визуальное восприятие, в учебно-творческой деятельности декоративно-прикладного характера центральное место отводится наглядным методам обучения и средствам наглядности. Особую значимость для нашего исследования имеют м ет оды акт ивного обучения, то есть методы, стимулирующие познавательно-творческую деятельность обучающихся. К ним относятся: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы (их характеристики см. в параграфе 2.3). 95 Посредством этих методов реализуется исследовательский компонент учебнотворческой деятельности учителей труда, Существенную роль в активизации учебно-творческой деятельности играют формы обучения. В педагогической науке четкого определения формы обучения как педагогической категории пока нет. В системе высшего образования на аудиторных занятиях основной формой обучения является лекция. По мнению специалистов, главная задача лекции заключается не в передаче готовой информации, а в активизации мыслительной деятельности студентов. Исследователи (Н.Д.Ряховских и др.) считают наиболее эффективными с точки зрения развития творческого потенциала личности такие нетрадиционно структурированные лекции, как лекция-полилог и лекция-ателье [216 и др.]. Лекция-полилог включает такие интегративные компоненты, как монолог, внешние и внутренние диалоги и является одним из эффективных методов обучения творческому применению теоретических знаний. Лекция-ателье такой вид лекции, при котором предельно сокращается дистанция между преподавателем и студентами. Характеризуется интенсивной включенностью обучаемых в совместный поиск. Главная задача такой лекции активизация мыслительной деятельности студентов, развитие гибкости и оригинальности мышления. Лекция-ателье позволяет увеличить вес самостоятельной работы уже во время лекции и творческую переработку информации после нее. Доминирующей ее чертой является творческая образовательная атмосфера. В процессе взаимного обучения устанавливается связь между отдельными теоретическими понятиями. Лектор, осуществляя управление деятельностью студентов, стимулирует юс активность вопросами проблемного характера. Как показал эксперимент, вышеуказанные нетрадиционно структурированные виды лекции весьма эффективны в учебно-творческой деятельности учителей труда в системе повышения квалификации Реализации взаимосвязи теории и практики в развитии творческого потенциала учителя труда в значительной степени способствует использование 96 |