Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 107]

4.
Принцип научности.
В построении личностноориентированной педагогической системы обучения мы старались последовательно отразить современные научные взгляды на проблемы высшего
военного образования, обосновать необходимость интеграционного подхода к понятию речевой культуры для курсантов военного вуза.
Достоверность теоретических выводов подтверждается всесторонним качественноколичественным анализом результатов опытноэкспериментальной работы.
5.
Принцип систематичности и преемственности.
Предлагаемая программа продолжает речевое
формирование курсантов, начатое в средней школе, основываясь на принципах проблемного, развивающего обучения (Б.
Д.
Эльконин, В.В.
Давыдов).
Система блоков-разделов программы может
быть использована и в качестве базового курса по формированию речевой культуры курсантов военного вуза и как основа для целого комплекса дисциплин, связанных с фо рмированием речевой культуры.
Разная целевая установка и педагогические задачи могут служить основанием для выделения одного из блоков программы
языкового формирования в следовании традициям классической русской педагогики в обучении русскому языку.
Еще
Ф.К Буслаев писал о неразрывной связи между языком и воспитанником: "Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащегося" [26,с.7].
Формирование речевой культуры личности предполагает рассмотрение еще очень важного аспекта речевой культуры общественной значимости сформированных речевых умений не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом.
Формирование речи на социально значимом материале помогает осмыслению социальных процессов и самоопределению личности в обществе.
В социологических и психологических исследованиях последнего времени появился термин "социальная компетентность", который как одна из характеристик личности предполагает соотнесение
107
[стр. 37]

высшей школе.
Но, тем не менее, можно остановиться как минимум на двух основаниях, позволяющих утверждать, что современная образовательная практика недостаточно эффективна в развитии речевой культуры: 1) господствующий в филологии теоретический "образ языка", не учитывающий собственно языковую личность, вызвал к жизни и соответствующую практику обучения.
Преподавание строилось в соответствии с уровнями системной организации языковых единиц и очень мало ориентировалось на собственно носителя языка, на личность обучаемого.
Известный филолог Ю.Н.Караулов назвал это явление "всепроникающим деспотизмом системности" [55, с.50].
2) Проблема развития речевой культуры личности не опиралась на российские культурно-педагогические традиции, не учитывала и мировой опыт развития культуры личности на материале родного языка.
Отечественные традиции в практике преподавания русского языка неисчерпаемый источник для творчески мыслящего исследователя и преподавателя в развитии речевой культуры обучаемых.
Так, еще в 1897 году была опубликована книга известного русского лингвиста Ф.И.
Буслаева "О преподавании отечественного языка", в которой основной принцип обучения был представлен как принцип неразрывной связи между языком и воспитанником: "Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащегося" [16, с.7].
Все педагогические старания последних лет повернуть процесс обучения "лицом" к личности обучаемого должны были опираться как на изменение содержания обучения, так и на построение педагогической системы языкового образования.
Развитие речевой культуры предполагает развитие духовных качеств личности в связи с обучением языку, речевым навыкам и умениям.
Такой подход к предмету обучения неизбежно расширяет границы традиционной лингвистической дисциплины «Культура речи».
Кроме того, поставленная 37

[стр.,123]

без учета ее многоуровневой организации, без обращения к принципам формирования и структуры, в частности и ее интеллекта, создать эффективную модель обучения языку" [55, с.49].
3.Принцип культуросообразности.
Сформулировав тактическую цель в обучении речевой культуре как развитие языковой личности студентов технического вуза на основе полноценного языкового существования, т.е.
свободного владения текстами в разных стилях и жанрах, мы наметили тем самым концепцию достижения перспективной цели.
Свободное владение речью своеобразный пропуск в неисчерпаемое богатство национальной культуры.
Однако, язык одновременно и «задает методологию жизни в культуре, демонстрирует стабильность во времени и пути развития, жесткие нормы и правила коммуникации, ориентированные на читателя и слушателя...» [82, с.107].
Речевое развитие, таким образом, представляет собой не только цель и самостоятельную ценность, но и определяет пути и формы самоопределения личности в пространстве культуры.
Нам представляется, что предусмотренные программой формы и методы работы способны дать представление об определенной культурно этической парадигме, воплотившейся в слове.
4.Принцип научности.
В построении личностно ориентированной педагогической системы обучения мы старались последовательно отразить современные научные взгляды на проблемы высшего
технического образования, обосновать необходимость интеграционного подхода к понятию речевой культуры для студентов технического вуза.
Достоверность теоретических выводов подтверждается всесторонним качественноколичественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы.
5.
Принцип систематичности и преемственности; предлагаемая программа продолжает речевое
развитие студентов, начатое в средней школе, основываясь на принципах проблемного, развивающего обучения (Б.Д.
Эльконин, В.В.
Давыдов).
Система блоков разделов программы может
123

[стр.,124]

быть использована и в качестве базового курса по развитию речевой культуры студентов технического вуза и как основа для целого комплекса учебных дисциплин, связанных с развитием речевой культуры.
Разная целевая установка и педагогические задачи могут служить основанием для выделения одного из блоков программы
в развернутый учебный курс.
Мы видим преемственность предлагаемой программы языкового развития в следовании традициям классической русской педагогики в обучении русскому языку.
Еще
Ф.И.
Буслаев писал о неразрывной связи между языком и воспитанником: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащегося»
[16, с.7] Развитие речевой культуры личности предполагает рассмотрение еще одного важного аспекта речевой культуры общественной значимости развитых речевых умений не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом.
Развитие речи на социально значимом материале помогает осмыслению социальных процессов и самоопределению личности в обществе.
В социологических и психологических исследованиях последнего времени появился термин «социальная компетентность», который как одна из характеристик личности предполагает соотнесение
внутреннего мира человека с внешним миром.
Г.Э Белицкая определяет социальную компетентность как «уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций в социальных явлениях» [10, с.47].
Подготовка публичной монологической речи, сознательная оценка речевого опыта современников, анализ положительного речевого опыта в рамках учебных занятий способствуют освоению личностью социальной действительности.
Возможно «проблемное, творческое осознание социальных явлений» и «остановка» сознания на уровне овладения некоторыми социальными стереотипами, подменяющими подлинное 124

[Back]