4. Принцип научности. В построении личностноориентированной педагогической системы обучения мы старались последовательно отразить современные научные взгляды на проблемы высшего военного образования, обосновать необходимость интеграционного подхода к понятию речевой культуры для курсантов военного вуза. Достоверность теоретических выводов подтверждается всесторонним качественноколичественным анализом результатов опытноэкспериментальной работы. 5. Принцип систематичности и преемственности. Предлагаемая программа продолжает речевое формирование курсантов, начатое в средней школе, основываясь на принципах проблемного, развивающего обучения (Б. Д. Эльконин, В.В. Давыдов). Система блоков-разделов программы может быть использована и в качестве базового курса по формированию речевой культуры курсантов военного вуза и как основа для целого комплекса дисциплин, связанных с фо рмированием речевой культуры. Разная целевая установка и педагогические задачи могут служить основанием для выделения одного из блоков программы языкового формирования в следовании традициям классической русской педагогики в обучении русскому языку. Еще Ф.К Буслаев писал о неразрывной связи между языком и воспитанником: "Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащегося" [26,с.7]. Формирование речевой культуры личности предполагает рассмотрение еще очень важного аспекта речевой культуры общественной значимости сформированных речевых умений не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Формирование речи на социально значимом материале помогает осмыслению социальных процессов и самоопределению личности в обществе. В социологических и психологических исследованиях последнего времени появился термин "социальная компетентность", который как одна из характеристик личности предполагает соотнесение 107 |
высшей школе. Но, тем не менее, можно остановиться как минимум на двух основаниях, позволяющих утверждать, что современная образовательная практика недостаточно эффективна в развитии речевой культуры: 1) господствующий в филологии теоретический "образ языка", не учитывающий собственно языковую личность, вызвал к жизни и соответствующую практику обучения. Преподавание строилось в соответствии с уровнями системной организации языковых единиц и очень мало ориентировалось на собственно носителя языка, на личность обучаемого. Известный филолог Ю.Н.Караулов назвал это явление "всепроникающим деспотизмом системности" [55, с.50]. 2) Проблема развития речевой культуры личности не опиралась на российские культурно-педагогические традиции, не учитывала и мировой опыт развития культуры личности на материале родного языка. Отечественные традиции в практике преподавания русского языка неисчерпаемый источник для творчески мыслящего исследователя и преподавателя в развитии речевой культуры обучаемых. Так, еще в 1897 году была опубликована книга известного русского лингвиста Ф.И. Буслаева "О преподавании отечественного языка", в которой основной принцип обучения был представлен как принцип неразрывной связи между языком и воспитанником: "Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащегося" [16, с.7]. Все педагогические старания последних лет повернуть процесс обучения "лицом" к личности обучаемого должны были опираться как на изменение содержания обучения, так и на построение педагогической системы языкового образования. Развитие речевой культуры предполагает развитие духовных качеств личности в связи с обучением языку, речевым навыкам и умениям. Такой подход к предмету обучения неизбежно расширяет границы традиционной лингвистической дисциплины «Культура речи». Кроме того, поставленная 37 без учета ее многоуровневой организации, без обращения к принципам формирования и структуры, в частности и ее интеллекта, создать эффективную модель обучения языку" [55, с.49]. 3.Принцип культуросообразности. Сформулировав тактическую цель в обучении речевой культуре как развитие языковой личности студентов технического вуза на основе полноценного языкового существования, т.е. свободного владения текстами в разных стилях и жанрах, мы наметили тем самым концепцию достижения перспективной цели. Свободное владение речью своеобразный пропуск в неисчерпаемое богатство национальной культуры. Однако, язык одновременно и «задает методологию жизни в культуре, демонстрирует стабильность во времени и пути развития, жесткие нормы и правила коммуникации, ориентированные на читателя и слушателя...» [82, с.107]. Речевое развитие, таким образом, представляет собой не только цель и самостоятельную ценность, но и определяет пути и формы самоопределения личности в пространстве культуры. Нам представляется, что предусмотренные программой формы и методы работы способны дать представление об определенной культурно этической парадигме, воплотившейся в слове. 4.Принцип научности. В построении личностно ориентированной педагогической системы обучения мы старались последовательно отразить современные научные взгляды на проблемы высшего технического образования, обосновать необходимость интеграционного подхода к понятию речевой культуры для студентов технического вуза. Достоверность теоретических выводов подтверждается всесторонним качественноколичественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы. 5. Принцип систематичности и преемственности; предлагаемая программа продолжает речевое развитие студентов, начатое в средней школе, основываясь на принципах проблемного, развивающего обучения (Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов). Система блоков разделов программы может 123 быть использована и в качестве базового курса по развитию речевой культуры студентов технического вуза и как основа для целого комплекса учебных дисциплин, связанных с развитием речевой культуры. Разная целевая установка и педагогические задачи могут служить основанием для выделения одного из блоков программы в развернутый учебный курс. Мы видим преемственность предлагаемой программы языкового развития в следовании традициям классической русской педагогики в обучении русскому языку. Еще Ф.И. Буслаев писал о неразрывной связи между языком и воспитанником: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащегося» [16, с.7] Развитие речевой культуры личности предполагает рассмотрение еще одного важного аспекта речевой культуры общественной значимости развитых речевых умений не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом. Развитие речи на социально значимом материале помогает осмыслению социальных процессов и самоопределению личности в обществе. В социологических и психологических исследованиях последнего времени появился термин «социальная компетентность», который как одна из характеристик личности предполагает соотнесение внутреннего мира человека с внешним миром. Г.Э Белицкая определяет социальную компетентность как «уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций в социальных явлениях» [10, с.47]. Подготовка публичной монологической речи, сознательная оценка речевого опыта современников, анализ положительного речевого опыта в рамках учебных занятий способствуют освоению личностью социальной действительности. Возможно «проблемное, творческое осознание социальных явлений» и «остановка» сознания на уровне овладения некоторыми социальными стереотипами, подменяющими подлинное 124 |