Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 108]

внутреннего мира человека с внешним миром.
Г.Э.
Белицкая определяет социальную компетентность как "уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций в социальных явлениях"
[19,с.47].Подготовка публичной монологической речи, сознательная оценка речевого опыта современников, анализ положительного речевого опыта в рамках учебных занятий способствует освоению личностью социальной действительности.
Возможно "проблемное, творческое осознание социальных явлений" и "остановка" сознания на уровне овладения некоторыми социальными стереотипами, подменяющими подлинное
освоение мира (Белицкая).
Существует взаимосвязь между уровнем социальной компетентности и уровнем внутренней настроенности на обучение и саморазвитие.
Другими словами, чем выше мера субъектности личности в целом, тем выше уровень притязаний и разнообразнее потребности в обучении,
курсант "настроен" на знания, готов к их восприятию.
Воспитывая субъекта на материале речевой культуры, развивая ценностные ориентиры речевой деятельности, мы тем самым способствуем самоопределению
курсантов, помогаем становлению личности в целом.
"Ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности, способствует пониманию, как и почему определенные предметы и явления находят отражение в системе ценностей конкретного человека и как ценности и ценностная система, в свою очередь, ориентирует человеческое поведение"
[19, С.51].
До сих пор эта способность личности развивать собственные жизненные ориентиры, понимать, осмысливать происходящее в сложном, противоречивом и постоянно изменяющемся мире специально не воспитывалась и тем более не считалась необходимым качеством специалиста.
Уметь осознавать и формировать ценностные жизненно важные ориентиры собственной судьбы необходимо современному человеку.
Развитие способности к речевой рефлексии и речевой интерпретации текстов
108
[стр. 124]

быть использована и в качестве базового курса по развитию речевой культуры студентов технического вуза и как основа для целого комплекса учебных дисциплин, связанных с развитием речевой культуры.
Разная целевая установка и педагогические задачи могут служить основанием для выделения одного из блоков программы в развернутый учебный курс.
Мы видим преемственность предлагаемой программы языкового развития в следовании традициям классической русской педагогики в обучении русскому языку.
Еще Ф.И.
Буслаев писал о неразрывной связи между языком и воспитанником: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе с тем и развивать (личность) духовные способности учащегося» [16, с.7] Развитие речевой культуры личности предполагает рассмотрение еще одного важного аспекта речевой культуры общественной значимости развитых речевых умений не только для отдельно взятой личности, но и для общества в целом.
Развитие речи на социально значимом материале помогает осмыслению социальных процессов и самоопределению личности в обществе.
В социологических и психологических исследованиях последнего времени появился термин «социальная компетентность», который как одна из характеристик личности предполагает соотнесение внутреннего мира человека с внешним миром.
Г.Э Белицкая определяет социальную компетентность как «уровень сформированности у личности внутренней соотнесенности процессов осознания социальной действительности и ценностных ориентаций в социальных явлениях»
[10, с.47].
Подготовка публичной монологической речи, сознательная оценка речевого опыта современников, анализ положительного речевого опыта в рамках учебных занятий способствуют освоению личностью социальной действительности.
Возможно «проблемное, творческое осознание социальных явлений» и «остановка» сознания на уровне овладения некоторыми социальными стереотипами, подменяющими подлинное
124

[стр.,125]

освоение мира» (Белицкая).
Существует взаимосвязь между уровнем социальной компетентности и уровнем внутренней настроенности на обучение и саморазвитие.
Другими словами, чем выше мера субъектности личности в целом, тем выше уровень притязаний и разнообразнее потребности в обучении,
студент «настроен» на знания, готов к их восприятию.
Воспитывая субъекта на материале речевой культуры, развивая ценностные ориентиры речевой деятельности, мы тем самым способствуем самоопределению
студентов, помогаем становлению личности в целом.
«Ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности, способствует пониманию, как и почему определенные предметы и явления находят отражение в системе ценностей конкретного человека и как ценности и ценностная система, в свою очередь, ориентирует человеческое поведение»
[10, с.51].
До сих пор эта способность личности развивать собственные жизненные ориентиры, понимать, осмысливать происходящее в сложном, противоречивом и постоянно изменяющемся мире специально не воспитывалась и тем более не считалась необходимым качеством специалиста.
Уметь осознавать и формировать ценностные жизненно важные ориентиры собственной судьбы необходимо современному человеку.
Развитие способности к речевой рефлексии и речевой интерпретации текстов
(в научном и публицистическом стилях речи) рассматриваются нами как активный процесс выработки субъектом своей жизненной позиции.
Предлагаемая модель обучения ориентирована на самостоятельное, осознанное внутренне направляемое развитие студентами собственной речевой деятельности и включает в себя: 1) диагностику речевых умений и навыков, построенную с учетом структуры коммуникативной компетенции языковой личности (С.И.
Виноградов); 125

[Back]