Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 18]

18 ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ КАК ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ 1.1.
Речевая культура как профессионально важное качество офицера Долгие годы "человек говорящий" не был востребован в нашей стране, как ни популярны были независимость суждений и оригинальность мысли, не совпадающие с общественной точкой зрения.
Характеризуя общественно-публичную речь недавнего прошлого, лингвисты отмечают
её однообразие и казенный характер.
"На протяжении прошедшего семидесятилетия после октябрьских событий русский язык благодаря деятельности средств массовой коммуникации превращался в язык казенной идеологии.
Достаточно вспомнить, как говорили и писали партийные деятели в звеньях государственного аппарата, как говорила и писала хрущевско-брежневская верхушка"
[51, с.184].
Не одно поколение курсантов было воспитано на выступлениях, зачитываемых по бумаге и содержащих определенный набор речевых клише и стандартных фраз.
В системе общественно-значимых ценностей за последние
десятилетие произошли серьёзные изменения.
Представления и идеалы, затрагивающие все сферы жизнедеятельности людей, поменялись столь стремительно, иногда на прямо противоположные, что эти процессы неизбежно должны были найти отражение в языке.
Лингвистические исследования свидетельствуют: языковыми вкусами сегодняшнего дня попраны вчерашние
языковые идеалы.
Вместе с убогой штампованностью казенного языка в прошлое, к сожалению, ушли и речевая выдержанность, и престижность культурной речи.
Сдвиг культурных ценностей в речевой практике общества произошел настолько стремительно, что в публичном и индивидуальном стилях речи обычными стали жаргонные словечки и вульгаризмы,
вкрапление уголовной лексики и остатки бюрократических штампов советского времени, Г л а в а 1
[стр. 4]

Современная публичная речь представляет собой сложное стилевое единство и наиболее ярко отражает состояние речевой культуры общества в целом.
Характеризуя публичную речь недавнего прошлого, чаще всего отмечали ее однообразие и казенный характер.
Еще недавно свободная речевая культура, понимаемая как выбор любых форм выражения мысли из всех богатых возможностей языка, сознательно обезличивалась.
"На протяжении прошедшего семидесятилетия после октябрьских событий русский язык благодаря деятельности средств массовой коммуникации превращался в язык казенной идеологии.
Достаточно вспомнить, как говорили и писали партийные деятели в звеньях государственного аппарата, как говорила и писала хрущевско-брежневская верхушка"
[34, с.
184].
Этот навязываемый сверху стиль публичного общения на долгие годы стал привычным во всех формах общественной коммуникации, внедрился в сознание большинства носителей языка.
Не одно поколение воспитывалось под воздействием речевых шаблонов из зачитываемых по бумаге выступлений.
"И хотя по своему назначению они были достаточно разнообразны: отчеты, доклады о планах, поддержка докладов и строго дозированная критика, полные ложного пафоса восхваления всего нашего и яростного отрицания «не нашего», все они были одинаково безлики..." [122, с.6].
Таким образом, изменение речевой практики за последние десятилетия и мощный сдвиг культурно-этических ценностей в обществе вызывают необходимость разработки и обоснования научнопедагогических основ для развития речевой культуры.
Проблема обучения родному языку будущих инженеров как образовательно-воспитательная задача подготовки специалистов, свободно мыслящих и владеющих традициями русской речевой культуры, исследована недостаточно.
При этом нужно признать, что в советское время было сделано немало в научно-теоретическом и практическом плане для развития речевой культуры 4

[стр.,19]

1.
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ 1.1.
Ценностные ориентиры развития речевой культуры как теоретические основы обучения.
В системе общественно-значимых ценностей за последние
несколько лет произошли серьезные изменения.
Представления и идеалы, затрагивающие все сферы жизнедеятельности людей, поменялись столь стремительно, иногда на прямо противоположные, что эти процессы неизбежно должны были найти отражение в языке.
Лингвистические исследования свидетельствуют: языковыми вкусами сегодняшнего дня попраны вчерашние
речевые идеалы.
Вместе с убогой штампованностью казенного языка в прошлое, к сожалению, ушли и речевая выдержанность, и престижность культурной речи.
Сдвиг культурных ценностей в речевой практике общества произошел настолько стремительно, что в публичном и индивидуальном стилях речи обычными стали жаргонные словечки и вульгаризмы,
вкрапления уголовной лексики и остатки бюрократических штампов советского времени, безудержное использование американизмов и все это на фоне откровенной безграмотности и намеренного пренебрежения этическими нормами речи.
«Особенно раскрепощенными стали полемические тексты в области политики, межпартийной борьбы, дискуссий о власти» [61, с.
40].
Это, казалось бы, узко лингвистическое явление приводит к общекультурному ощущению непостоянства и изменчивости ценностей мира.
В речевой практике сегодня можно найти отражение всех болевых точек общественной жизни: от проблемы поиска культурного единства до одновременного забвения своих культурно-исторических традиций.
От возмущения и призывов не опускать планку культуры речи в обществе лингвисты вынуждены были перейти к признанию того, что новая языковая мода сформировалась, и приступили к изучению языкового вкуса эпохи.
Науке еще предстоит осознать, как в лингвистических процессах 19

[стр.,20]

отразились происходящие в стране значительные общественно-политические сдвиги.
Однако хорошо известно, что крупные исторические изменения и разрушение устойчивых общественно-этических идеалов всегда приводили к существенным изменениям в речи.
Так, в послереволюционные годы бурные общественные потрясения сопровождались образованием новых языковых форм, активным словотворчеством и стремлением подчинить языковые процессы основным тенденциям общественных преобразований.
Таковы, например, были цели орфографической реформы 1918 года, разорвавшей в некоторых случаях ассоциативно-семантические связи между словами, а фактически продемонстрировавшей новое отношение к речевой культуре.
Ценности социальной жизни, воплощенные в идеологических формулах, лозунгах и речевых штампах, в революционном порядке жизнеустройства должны были заменить веками складывавшиеся в языке мировоззренческие ценности и культурные установки русского народа.
Характеризуя общественно-публичную речь недавнего прошлого, лингвисты отмечают
ее однообразие и казенный характер.
«На протяжении прошедшего семидесятилетия после октябрьских событий русский язык благодаря деятельности средств массовой коммуникации превращался в язык казенной идеологии.
Достаточно вспомнить, как говорили и писали партийные деятели в звеньях государственного аппарата, как говорила и писала хрущевско брежневская верхушка»
[34, с.
184].
Не одно поколение было воспитано на выступлениях, зачитываемых по бумаге и содержащих определенный набор речевых клише и стандартных фраз.
Долгие годы «человек говорящий» в нашей стране не был востребован, как не популярны были независимость суждений и оригинальность мысли, не совпадающие с общепринятой точкой зрения.
Сегодня пришло время воспитывать личность, умеющую говорить, думать и поступать в соответствии со своими убеждениями.
Гармоничное соответствие мысли и слова, речи и речевого поступка представляется очень серьезной ценностной установкой языкового воспитания личности.
20

[Back]