Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 25]

понятийного аппарата курсанта.
Нужно осознать, что наличие определенных культурных установок для курсанта так же необходимо, как и развитие профессиональных навыков.
Отсутствие культурных установок лишает личность возможности нормального функционирования в обществе.

Исследователи пишут об этом на примере информационной культуры: " ...
информатизация общества только делает более явным тот факт, что наличие культурного порога уже содержит в себе источник неравенства, закрывая дальнейшую дорогу тем, кто не имеет возможности этот порог переступить.
Но и отказаться от этого порога никакое здоровое и динамичное общество не может себе позволить, не рискуя резко деградировать.
Справедливый выход здесь только один: создать за счет системы образования возможность массового овладения необходимой культурой"
[107, с.
14].
Слово "культура" имеет в данном контексте принципиальное значение.
Никакая профессиональная культура невозможна без общей, без развития творческих возможностей восприятия, когда новое не отпечатывается в обучающемся как печать на пластилине, но творчески воссоздается им.
Речевая культура взаимосвязана с общим интеллектуальным развитием личности, воспитанием
её личностно-мотивационной сферы.
Сознательно или бессознательно, но построение многих современных учебных курсов, направленных на
формирование речевых умений курсантов, оторвано не только от общих образовательных целей, но и от индивидуально-личностных потребностей обучаемых.
Формирование речевой культуры любой категории обучаемых, от школьников до взрослых носителей языка, связано с воспитанием духовности на лингвистическом материале и с помощью неисчерпаемых возможностей языка.
Все, что на языке написано и сказано, одновременно обусловлено культурой прошлого и обращено к культуре будущего.
Зависимость личности от языка, от языкового прошлого, вбирающего в себя память культуры, может конкретным человеком и не осознаваться.
Чуткие же в языковом отношении личности художники слова оставили нам множество свидетельств
25
[стр. 21]

Сознательно или бессознательно, но построение многих современных учебных курсов, направленных на развитие речевых умений, оторвано не только от общих образовательных целей, но и от индивидуально-личностных потребностей обучаемых.
Развитие речевой культуры любой категории обучаемых, от школьников до взрослых носителей языка, связано с воспитанием духовности на лингвистическом материале и с помощью неисчерпаемых возможностей языка.
Язык как национально-культурное единство рассматривался в трудах известного лингвиста В.В.
Виноградова.
Все, что на языке написано и сказано, одновременно обусловлено культурой прошлого и обращено к культуре будущего.
Зависимость личности от языка, от языкового прошлого, вбирающего в себя память культуры, может конкретным человеком и не осознаваться.
Чуткие же в языковом отношении личности художники слова оставили нам множество свидетельств
неразрывной связи и более того "абсолютно деспотической" власти языка на личность (И.
Бродский).
Поиск научно-педагогических подходов к развитию речевой культуры приводит к понятию ценностной ориентации в учебно-познавательной деятельности студентов.
Мы опираемся на нравственные категории и философские представления о личности, языке, их взаимовлиянии, высказанные блестящими представителями отечественной философии (Н.Бердяев, Г.
Шпет, А.
Лосев и др.).
Представитель современной гуманистической философии Э.
Фромм считает, что «...источник норм нравственного поведения следует искать в самой природе человека» и что злом является «равнодушие к себе самому и саморазрушение» [114].
Высшей ценностью гуманистической философии является утверждение человеческой индивидуальности.
Рассматривая в работе «Человек для самого себя» принципы авторитарной и гуманистической этики, Э.
Фромм приходит к выводу, что первая опирается на авторитет или власть, а вторая определяется самим человеком, а не отчужденной от него властью.
Ситуация, в которой сам человек вырабатывает для себя ценностные критерии своей 21

[стр.,97]

интеграле интеллекта, креативности и профессионализма о компетентности, несмотря на традицию ее абстрактного рассмотрения" [10, с.9].
Сегодня исследователи пишут о “социальной компетентности” [10].
Достаточно сложные сами по себе процессы профессионализации обостряются в нашей стране состоянием кризиса во всех сферах жизни общества.
Анализ литературы показывает, что фактически психологи обратились к внутренним резервам личности, ее самодостаточности и внутренней стабильности при отсутствии социалъно-поддерживающих факторов в жизни.
Острая актуальность подобного подхода и его жизненная востребованность очевидна.
Психолого-социальный подход к личности в кризисном обществе предполагает учет реальных факторов развития личности, способствующих самоопределению и саморазвитию личности в профессиональном плане.
К ним относят осознание человеком своих жизненных планов; личностных возможностей; определение своего места в системе общественных отношений в качестве профессионала.
Развитие речевой культуры должно способствовать самосознанию и самоидентификации личности во всех видах жизнедеятельности.
Сама по себе такая цель развития речевой культуры является достойной педагогических усилий.
Кроме того, осознание студентом себя независимой, свободной личностью, способной работать над самоусовершенствованием, является мощным средством овладения сложными интеллектуальными операциями, обогащением понятийного аппарата студента.
При нынешнем уровне научно-технического развития общества необходимость менять квалификацию несколько раз в жизни ожидает значительную часть людей.
Неумение и неготовность осознать это выводит личность из сферы производства, нормальных взаимоотношений с обществом.
Нужно осознать и другое: наличие определенных культурных установок для специалиста так же необходимо, как и развитие профессиональных навыков.
Отсутствие культурных установок лишает личность возможности нормального функционирования в обществе.

97

[стр.,98]

Исследователи пишут об этом на примере информационной культуры: "...информатизация общества только делает более явным тот факт, что наличие культурного порога уже содержит в себе источник неравенства, закрывая дальнейшую дорогу тем, кто не имеет возможности этот порог переступить.
Но и отказаться от этого порога никакое здоровое и динамичное общество не может себе позволить, не рискуя резко деградировать.
Справедливый выход здесь только один: создать за счет системы образования возможность массового овладения необходимой культурой»
[67, с.
14].
Слово "культура" имеет в данном контексте принципиальное значение.
Никакая профессиональная культура невозможна без общей, без развития творческих возможностей восприятия, когда новое не отпечатывается в обучающемся как печать на пластилине, но творчески воссоздается им.
Речевая культура взаимосвязана с общим интеллектуальным развитием личности, воспитанием
ее личностномотивационной сферы.
ВЫВОДЫ: 1.
В современных переходных социально-экономических условиях развитие и воспитание специалиста, способного на творческую самостоятельность и нестандартность принимаемых решений актуализирует тесную взаимосвязь между профессиональными и гуманитарно развивающими дисциплинами в общей системе подготовки специалистов.
Это актуальная задача как высшей школы в целом, так и каждого преподавателя в рамках отдельной дисциплины.
2.
Развитие речевой культуры должно рассматриваться как необходимый компонент гуманитарной подготовки инженера.
Развитие речевой культуры студентов должно опираться на принципы личностно-ориентированной педагогики, в которой преподаватель и студент на социально и нравственно значимом для молодежи материале приходят к ценностно мотивирующей установке: развитие речевой культуры не досадное препятствие на пути к 98

[Back]