педагогические условия, в которых у курсантов развивалась бы потребность в самостоятельном поиске и нахождении средств реализации своих ценностных ориентиров в речевой деятельности. Если курсанты следуют в учебных ситуациях тем ценностным ориентирам, которые определены для них преподавателем, то в таком обучении нет формирования не только речевой деятельности, но и формирования самой личности. Нет никакой пользы в пожизненном следовании ценностным ориентирам, определенным извне преподавателем. А.Лосев в ’’Динамике мира” писал о том, что "личность предполагает прежде всего самосознание" [121, с. 167]. Иерархия ценностных ориентиров, предлагаемых педагогом и вырабатываемых самим курсантом в процессе обучения, расширением речевого опыта, влияет и на развитие определенного социально-культурного типа личности. По аналогии, иерархия ценностей образования в целом влечет на формирование определенного типа образования. Задавшись целью сформировать педагогически значимые ценностные ориентиры формирования речевой культуры, мы не претендуем на их единственность и универсальность. Более того, можно утверждать, что ценностные ориентиры языкового воспитания могут и должны применяться в зависимости от той или иной категории обучаемых, от уровня и целей формирования речевой культуры. Справедливо также и то, что в условиях отсутствия реальной программы языкового воспитания общества и острой актуальности бережного отношения к языку, видимо, есть необходимость придерживаться некоторых общих ценностных ориентиров как в языковом просвещении общества в целом, так и в формировании речевой культуры курсантов. Мы опирались на ценностное основание личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа, сформулированные Е.В. Бондаревской: "Основополагающее свойство ценностного человека культуры это его способность к культурной идентификации, то есть к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интернационализации её ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению 28 |
личности возникает противопоставление разных ценностей или рассогласование ценностей, старого и нового опыта речевой деятельности. Ценностное противоречие на материале речевой деятельности должно ощущаться личностью как трудность выбора и принятия решения в той или иной учебной ситуации, предлагаемой педагогом. Ценностное противоречие должно разрешаться студентом в процессе ценностно-ориентировочной деятельности. Так, очень важно создать педагогические условия для переживания студентами неудовлетворенности своими речевыми умениями, уровнем речевой культуры. Актуализация ценностных ориентиров в культурно-речевой деятельности обучаемых возможна при соизмерении ценностей речевой практики и речевого идеала. Важно создать психолого-педагогические условия, в которых у студентов развивалась бы потребность в самостоятельном поиске и нахождении средств реализации своих ценностных ориентиров в речевой деятельности. Если студенты следуют в учебных ситуациях тем ценностным ориентирам, которые определены для них преподавателем, то в таком обучении нет развития не только речевой деятельности, но и развития самой личности. Нет никакой пользы в послушном следовании ценностным ориентирам, определенным извне преподавателем. А.Лосев в «Диалектике мифа» писал о том, что «личность предполагает прежде всего самосознание» [78, с. 167]. Иерархия ценностных ориентиров, предлагаемых педагогом и вырабатываемых самим студентом в процессе обучения, расширения речевого опыта, влияет и на развитие определенного социально-культурного типа личности. По аналогии, иерархия ценностей образования в целом влияет на формирование определенного типа образования. Задавшись целью сформулировать педагогически значимые ценностные ориентиры развития речевой культуры, мы не претендуем на их единственность и универсальность. Более того, можно утверждать, что ценностные ориентиры языкового воспитания могут и должны изменяться в зависимости от той или 25 иной категории обучаемых, от уровня и целей развития речевой культуры. Справедливо также и то, что в условиях отсутствия реальной программы языкового воспитания общества и острой актуальности бережного отношения к языку, видимо, есть необходимость придерживаться некоторых общих ценностных ориентиров как в языковом просвещении общества в целом, так и в развитии речевой культуры отдельных категорий обучаемых. Мы опирались на ценностные основания личностно ориентированного воспитания гуманистического типа, сформулированные Е.В. Бондаревской: «Основополагающее свойство целостного человека культуры это его способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры (М. Бахтин)» [12, с.18]. Понятие ценности, введенное в научный оборот И. Кантом, принадлежит к тем общенаучным и емким понятиям, которые принадлежат сфере методологического и философского знания. Противопоставляя сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости), И. Кант в «Критике практического разума» показал различие представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть, с другой стороны. По Канту мир должного дополняет и достраивает мир сущего до целостности и системы, поэтому действие невозможно без включения его в структуру должного. Однако ценности не только управляют действиями, они представляют интерес сами по себе. Всякая ценность цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, поскольку она идеал, источником которого является критическое сознание как конструктор всяких норм. Если мотивы конкретной деятельности задаются ситуацией, то ценности порождаются социальными и культурными условиями бытия и более глубинными факторами существования человека В таком контексте мир ценностей имеет надличностный характер, а ценности 26 |