Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 30]

сознательное неприятие грубости и неразборчивости в использовании языковых средств; личностную оценку фактов речевых ошибок, а также нарушений этических требований к речи; развитие потребности критического восприятия публичной речи в средствах массовой информации.
Для современных
курсантов военного учебного заведения осознание потребности в формировании речевых умений уже будет означать не только личностный поступок речевого характера, но и активное проявление личности, стремящейся занять достойное место в мире национальной культуры.
При таком подходе никаких особых, специальных ценностных установок, рассчитанных на современную
образованную молодежь, создавать не нужно.
Все культурно-ценностные ориентиры уже есть в нашей истории, литературе, искусстве.
И нужно лишь бережно к ним
относиться, продумывать содержание и технологию обучения, стремясь создать эмоционально-ценностные отношения между педагогом и воспитанниками, способствующие самостоятельной, творческой работе курсантов.
Обучение языковым знаниям рассматривается нами как мощный рычаг общего развития
курсантов, способствующего воспитанию личности будущего офицера, что и является конечной целью профессионального образования в учебном заведении.
Ценностные ориентиры языкового воспитания приобретают немаловажное значение в общей работе преподавателей вуза по подготовке специалистов, а пренебрежение ими приводит к дегуманизации всего процесса обучения.
Еще О.Мандельштам писал о том, что всякое искусство, не только художественная литература, "выдвигает память на уровень художественной программы".
Память мощная духовная сила, способная обеспечить единство человека и культуры.
Такая культуронесущая память
есть не только в художественном слове, но и в любой речевой деятельности, если она соотносима с культурным восприятием мира, истории, с осознанием себя в 30
[стр. 30]

пробуждение чувства уважения и гордости к речевым традициям народа, воплощенным в его речевом этикете, особенностях миросозерцания и речевого выражения; сознательное неприятие грубости и неразборчивости в использовании языковых средств; личностную оценку фактов речевых ошибок, а также нарушений этических требований к речи; развитие потребности критического восприятия публичной речи в средствах массовой информации.
Для современных
студентов технического вуза осознание потребности в развитии речевых умений уже будет означать не только личностный поступок речевого характера, но и активное проявление личности, стремящейся занять достойное место в мире национальной культуры.
При таком подходе никаких особых, специальных ценностных установок, рассчитанных на современную
технически образованную молодежь, создавать не нужно.
Все культурно-ценностные ориентиры уже есть в нашей истории, литературе, искусстве.
И нужно лишь бережно к ним
относясь, продумывать содержание и технологии обучения, стремясь создать эмоционально-ценностные отношения между педагогом и воспитанниками, способствующие самостоятельной, творческой работе студентов.
Обучение языковым знаниям рассматривается нами как мощный рычаг общего развития
студентов, способствующего воспитанию личности специалиста, что и является конечной целью профессионального образования в вузе.
Ценностные ориентиры языкового воспитания приобретают немаловажное значение в общей работе преподавателей вуза по подготовке специалистов, а пренебрежение ими приводит к дегуманизации всего процесса обучения.
Еще О.
Мандельштам писал о том, что всякое искусство, не только художественная литература «выдвигает память на уровень художественной программы».
Память мощная духовная сила, способная обеспечить единство человека и культуры.
Такая культуронесущая память
30

[стр.,31]

есть не только в художественном слове, но и в любой речевой деятельности, если она соотносима с культурным восприятием мира, истории, с осознанием себя в мире.
В русской классической культуре история и историческая память важны не только как объект познания, а как способ поддержания жизненных интересов человека настоящего времени.
Если образование в целом будет направлено на сохранение культурных традиций, исторической памяти, то будут созданы условия и для обеспечения развития речевой культуры.
Таким образом, речевое развитие личности включает в себя не только и не столько собственно лингвистическую проблематику, сколько образовательно-воспитательную задачу, направленную на возрождение культуры в обществе, в силу исторических причин утерявшем свои традиции, в том числе и в речевой культуре.
«От культурной амнезии, от задержки культурного развития нас может защитить только поэтическое слово, в котором живет принцип «преемственности», т.е.
принцип культурной памяти.
Поэтому только слово способно к неутомимой борьбе с бесформенной стихией, небытием, отовсюду угрожающим нашей истории», писал Осип Мандельштам [80].
Ценностная установка в развитии речевой культуры на речевые традиции и на речевую культуру прошлого требует дополнительных замечаний.
Речевой облик русского общества до социальных потрясений 1917 года был достаточно многообразен и противоречив.
Это и речь образованной элиты, просвещенной интеллигенции, разговорная речь русского крестьянства, речевой нигилизм социально деклассированных элементов общества и языковые проявления других слоев общества.
Речевая культура как явление достаточно сложное и многоаспектное, неразрывно связанное с жизнью общества, отразило весь спектр противоречий, которыми была насыщена русская общественно-политическая и культурная жизнь в России накануне революции.
Не ставя перед собой цели анализировать подробно социально-речевую характеристику общества, подчеркнем, что речевым идеалом сегодня можно назвать речевую 31

[Back]