а) введения в практику понятия "языковая личность" как носителя и пользователя языка; б) создания государственных стандартов по русскому языку в рамках концепции формирования языковой личности; в) коммуникативной направленности процесса обучения, обеспечивающего языковое развитие и совершенствование коммуникативной компетенции. Руководствуясь логикой исследования, мы решили раскрыть теоретические основы изучения данной проблемы, дать анализ современного её состояния, определить особенности формирования, наметить пути совершенствования культуры речи курсантов. Говоря о речевой культуре, следует определить содержание, функции и этапы развития данного направления в языкознании. Культура речи, или речевая культура, является одним и тем же понятием, которому разные авторы дают различные определения. Л.И.Скворцов считает, что "культура речи" обозначает с одной стороны, степень соответствия речи литературным нормам, а с другой стороны, раздел языковой науки, исследующей проблемы нормализации с целью совершенствования литературного языка как орудия культуры [153154]. В отечественном языкознании существует традиция разграничивать "культуру языка" (когда имеются в виду свойства образцовых текстов), и "культуру речи", под которой понимают конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях устной и письменной речи. Б.Н.Головин формулирует три определения термина "речевая культура"[46]: совокупность признаков и свойств речи, определяющих её коммуникативный характер; система знаний и навыков человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения; 35 |
-321.2. УЧЕНИЕ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ЛИНГВОПЕДАГОГИКИ Проблема формирования речевой культуры учащихся связана с пересмотром существующего понятийного аппарата, его уточнением, изучением предпосылок и новых подходов к решению исследуемой проблемы. В качестве предпосылок для изменения содержания понятия «культура речи» мы принимаем следующие: -историко-хронологическое развитие данной проблемы в теории и практике лингвопедагогики; -теоретические и эмпирические основы учения о речевой деятельности, ее особенностях и коммуникативном характере; -социальный заказ общества и современная концепция предмета «Русский язык»; -обновление понятия «культура речи» в современных условиях на основе: -введения в практику понятия «языковая личность» как носителя и пользователя языка; -создания Государственных стандартов по русскому языку в рамках концепции формирования языковой личности; -коммуникативной направленности процесса обучения, обеспечивающего языковое развитие и совершенствование коммуникативной компетенции. Руководствуясь логикой исследования, мы решили раскрыть теоретические основы изучения данной проблемы, дать анализ современного ее состояния, определить особенности развития, наметить пути совершенствования культуры речи учащихся. Говоря о речевой культуре, следует определить содержание, функции и этапы развития данного направления в языкознании. Культура речи, или речевая культура, является одним и тем же понятием, которому разные авторы дают различные определения. Л.И.Скворцов считает, что «культура речи» обозначает, с одной стороны, степень соответствия речи литературным нормам, а в другой стороны, раздел языковедческой науки, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования литературного языка как орудия культуры.(197,198) В отечественном языкознании существует традиция разграничивать «культуру языка» ( когда имеется в виду свойства образцовых текстов и др.) , и « культуру речи», под которой понимают конкретную реализацию языковых свойств и возможностей в условиях устной и письменной речи. Б.Н.Головин формулирует три определения сочетанию «речевая культура» (62): совокупность признаков и свойств речи, определяющих ее коммуникативный характер; система знаний и навыков человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения; область лингвистических знаний о культуре речи, представляющей систему ее коммуникативных качеств. Определяя внутреннюю зависимость между первыми двумя определениями, Б.Н.Головин сводит культуру речи к совокупности и определенной системе ее коммуникативных качеств, с одной стороны, и учении об этой системе коммуникативных качеств, с другой стороны. Автор поставил перед культурой речи следующие педагогические задачи: определить теоретическую часть сведений о культуре речи; ввести в практическую речевую деятельность негативный и позитивный речевой материал; воспитать чувства социальной и личной ответственности за речевое поведение и состояние речевой культуры общества. Академик В.В.Виноградов в работах, посвященных культуре речи, обращает внимание на сложность изучения, связывая это с существованием -33 |