1»а'ос'л»:с'ля 41 госудл! БИБЛИОТЕК Как отмечает в своих работах Л.И.Скворцов, в центре внимания исследователей в этот период становится функциональный подход к проблемам правильности и нормативности. Такой подход позволяет перевести культурно-речевую деятельность из простого "запретительства" в позитивную программу лингвистического воспитания, выработки у говорящих и пишущих языкового чутья, вкуса, умения наилучшим образом пользоваться языком [154]. Автор, анализируя недостатки и противоречия ортологического и коммуникативно-целесообразного подходов к проблеме культуры речи, считает возможным их устранение в случае введения разграничения общего понятия "культура речи" (языка) и рассматривать отдельно "правильность речи" как две ступени освоения литературного языка и два способа владения им. Первая, низшая ступень правильность речи, которая усваивается в период обучения в средней школе. Вторая, высшая ступень освоения литературного языка культура речи в собственном смысле. Идея такого членения принадлежит Г.О.Винокуру. Набор ошибок и отклонений на разных уровнях языка представляет собой сложную и расчлененную шкалу языковых фактов и их оценок говорящими с позиций литературности [40]. Кроме того, важным будет и определение того, что вызывает сопротивление и оценку говорящих, а что входит в языковую практику естественно. И здесь актуальным является изучение норм языка на формах, противоречиях и вновь развивающихся тенденциях. Л.И.Скворцов считает, что при решении теоретических и практических вопросов речевой культуры необходим комплексный подход (лингвистический, социолингвистический, психолингвистический), разные методики анализа и оценки (количественная и качественная) речевой деятельности[154]. Рассматривая проблему культуры речи на современном этапе её развития, Б.Н.Головин определяет её как совокупность и систему |
поскольку она строит свою деятельность лишь на основе вариантов правильности речи, что не в полной мере дает представление о речевой культуре. Проблема нормированности языка поднималась и Б.Н.Головиным, который выделял не существование как таковых двух типов языковых норм, а связывал это с существованием определенных регуляторов речевого поведения: нормы и «целесообразности». (62) По его формулировке, норма представляет собой свойство функционирующей структуры языка, которое создается социумом в целях лучшего взаимопонимания. Таким образом, норма должна вписываться в коммуникативный характер языка и обеспечивать потребность в общении. 111 этап в развитии культуры речи как самостоятельной научной дисциплины приходится на 80-е годы и начало 90-х годов. В этот период в области речевой культуры развиваются следующие теоретические направления: вариативность норм; соотношение внеязыковых и внутрилингвистических факторов в становлении, развитии и функционировании литературных норм; культура речи в условиях двуязычия и многоязычия. Как отмечает в своих работах Л.И.Скворцов, в центре внимания исследователей в этот период становится функциональный подход к проблемам правильности и нормативности. Такой подход позволяет перевести культурно-речевую деятельность из простого «запретительства» в позитивную программу лингвистического воспитания, выработки у говорящих и пишущих языкового чутья, вкуса, умения наилучшим образом пользоваться языком. (198) Автор, анализируя недостатки и противоречия ортологического и коммуникативно-целесообразного подходов к проблеме культуры речи, считает возможным их устранение в случае введения разграничения общего -38 понятия «культура речи» (языка) и рассматривать отдельно «правильность речи» и «культуру речи» как две ступени освоения литературного языка и два способа владения им. Первая, низшая ступень правильность речи, которая усваивается в период обучения в средней школе. Вторая, высшая ступень освоения литературного языка культура речи в собственном смысле. Идея такого членения принадлежит Г.О.Винокуру. Набор ошибок и отклонений на разных уровнях языка представляет собой сложную и расчлененную шкалу языковых фактов и их оценок говорящими с позиций литературности. (53) Кроме этого, важным будет и определение того, что вызывает сопротивление и оценку говорящих, а что входит в языковую практику естественно. И здесь актуальным является изучение норм языка в их формах, противоречиях и вновь развивающихся тенденциях. Л.И.Скворцов считает, что при решении теоретических и практических вопросов речевой культуры необходим комплексный подход (лингвистический, социолингвистический, психолингвистический, разные методики анализа и оценки ( количественная и качественная ) речевой деятельности.(198) Рассматривая проблему культуры речи на современном этапе ее развития, Б.Н.Головин определяет ее как совокупность и систему коммуникативных качеств речи и как учение о системе ее коммуникативных качеств.(62) В качестве предмета культуры речи будет выступать сама языковая структура речи в ее коммуникативном воздействии. Этой же точки зрения придерживается В.В.Соколова, считающая основным подходом к изучению речи структурно-функциональный, так как правильность речи имеет нормативную ( структурную) сторону и стилевую (функциональную). Как и Б.Н.Головин, В.В.Соколова считает, что при анализе коммуникативных качеств речи сама речь должна рассматриваться во всей -39 |