Проверяемый текст
Тарханова, Светлана Владимировна; Педагогические условия формирования речевой культуры у слушателей подготовительных курсов в ВУЗе (Диссертация 1997)
[стр. 45]

лексикон и манеры, определяющие уровень интеллекта и тип характера; языковой репертуар (в быту, производственной деятельности, речевой этикет).
Комплекс этих свойств составляет, по мнению автора, языковую личность, формирование которой является задачей средней и высшей школы.
Но, как отмечает Ю.Н.Караулов, процесс воспитания личности посредством языка многогранен и не
поддаётся прямолинейному программированию.
В этой связи автор
даёт оценку существующим в научной литературе научным моделям языковой личности ("готовностной", "методической", "лингводидактической"), при этом особо отмечая последнюю из них.
Лингводидактическая модель языковой личности наиболее близка теме нашего исследования и в большей степени отражает проблемы культуры речи и коммуникативных качеств.
Автор лингводидактической модели языковой личности Г.И.Богин выделяет 5 уровней владения языком: уровень правильности, включающий в себя большой лексический запас, знание закономерностей языка и правил построения высказываний; уровень интериоризации, включающий умения реализовать и воспринимать высказывания в соответствии с внутренним планом речевого поступка; уровень насыщенности с богатством выразительных средств языка в области фонетики, грамматики и лексики; уровень адекватного синтеза, учитывающий соответствие текста всему комплексу содержательных и коммуникативных задач, положенных в его
основу; уровень адекватного выбора, оцениваемый с точки зрения соответствия используемых в высказывании языковых средств, в сфере общения коммуникативной ситуации.
45
[стр. 44]

При определении основных компонентов и качеств, составляющих языковую личность, Ю.Н.Караулов считает необходимым учитывать: -определенный фонетический и синтаксический уровень; -нивелировку диалектических недочетов; -лексикон и манеры, определяющие уровень интеллекта и тип характера; -языковые отличия, связанные с полом и возрастом; -языковой репертуар ( в быту, производственной деятельности, речевой этикет).
Комплекс этих свойств составляет, по мнению автора, языковую личность, формирование которой является задачей средней и высшей школы.
Но, как отмечает Ю.Н.Караулов, процесс воспитания личности посредством языка многогранен и не
поддается прямолинейному программированию.
В этой связи автор
дает оценку существующим в научной литературе моделям языковой личности («готовностной», «методической», «лингводидактической»), при этом особое отмечая последнюю из них.
Лингводидактическая модель языковой личности наиболее близка теме нашего исследования и в большей степени отражает проблемы культуры речи и коммуникативных качеств.
Автор лингводидактической модели языковой личности, Г.И.Богин , выделяет 5 уровней владения языком: -уровень правильности, включающий в себя большой лексический запас, знание закономерностей языка и правил построения высказываний; -уровень интериоризации, включающий умения реализовать и воспринимать высказывания в соответствии с внутренним планом речевого поступка; -уровень насыщенности с богатством выразительных средств языка в области фонетики, грамматики и лексики; -уровень адекватного синтеза, учитывающий соответствие текста всему комплексу содержательных и коммуникативных задач, положенных в его
-43

[стр.,45]

основу; -уровень адекватного выбора, оцениваемый с точки зрения соответствия используемых в высказывании языковых средств в сфере общения коммуникативной ситуации.
Эти уровни представляют «третье измерение», а сама модель предстает как трехмерное образование на пересечении трех осей уровней языковой структуры ( фонетика, грамматика и лексика), пяти уровней владения языком и четырех видов речевой деятельности ( аудирование, говорение, письмо, чтение).
В результате модель слагается из своеобразных блоков, каждый из которых обозначает определенный компонент речевой личности, соотносимый с понятием речевой готовности.
Как считает Ю.Н.Караулов, подобная модель языковой личности отличается диагностической силой и системностью, но в ней, по мнению ученого, есть и свои недостатки, связанные с небольшим количеством уровней языковой структуры.
При ее эвристической ценности, позволяющей языковую личность представить компактно и в динамике, модель слишком глобальна и универсальна, т.е.
ее можно приложить к любой языковой личности, независимо от национальной специфики языка и того, первый это язык или нет.
Анализируя модели языковой личности, автор предлагает трехуровневую функциональную модель, в которой присутствует нулевой, первый и мотивационный уровень.
Нулевой уровень устойчивая часть вербально-семантических ассоциаций ( общерусский языковой тип); Первый уровень лингво-когнитивный ( базовая, инвариантная часть); Мотивационный уровень коммуникативные потребности и готовности в соответствии с трехуровневым процессом восприятия и понимания.
Говоря о языковой личности, рассмотрим еще один подход к этому -44

[Back]