Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 50]

средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач” [22, с.
13].
Таким образом, в определении явно выражены три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Обучение норме было основным и наиболее разработанным в содержании преподавания традиционной культуры речи.
Обучение коммуникативному и этическому компонентам отражение результатов интеграции лингвистической мысли последних десятилетий.
Новая образовательная область языкового воспитания личности интегрирует большой теоретический материал, наработанный в лингвистике, риторике,
психолингвистике и других науках.
Определения культуры речи через ’’набор" и "организацию языковых средств" не просматривает в необходимых нам филологических знаниях личность, для которой и ради которой все научные построения и задумывались.
В таком понимании культуры речи актуализируется момент выбора, но сделать этот осознанный выбор предстоит обучаемому.
Концепция языковой личности, предложенная и теоретически обоснованная Ю.Н.Карауловым,
даёт потенциальные возможности, теоретические и практические, для восприятия этой идеи в построении конкретных учебных курсов, связанных с формированием речевой культуры.
Теоретический уровень междисциплинарной интеграции предполагает введение идеального объекта интеграции.
Мы опираемся на высказанное М.М.Бахтиным мнение о широко понимаемой проблеме текста: "Приходится называть наш анализ философским, прежде всего по соображениям негативного характера: это не лингвистический, не филологический, не литературоведческий или какой-либо иной специальный анализ (исследование).
Положительные же соображения таковы: наше исследование движется в пограничных сферах,
то есть на границах всех указанных дисциплин, на их стыках и пересечениях.
Текст (письменный и
50
[стр. 43]

понятия «речевая культура студентов технического вуза».
Подробно рассматривая понятие речевой культуры, мы уточняем тем самым и предмет своего исследования влияние речевой культуры на становление личности инженера-профессионала.
Позиция использования данных разных наук для обогащения общей научной картины представляется плодотворной и современной.
Безусловно, традиционная лингвистическая дисциплина "Культура речи" в первую очередь стала объектом нашего пристального внимания, тем более что сегодня она переживает новый этап не только теоретического становления, но и широкого развития практики обучения речевой культуре.
Теоретические основы межпредметной интеграции.
Интеграция как дидактический принцип, определяющий формы и методы построения образовательного процесса, применительно к складывающейся образовательной области нуждается в теоретическом осмыслении.
Определение культуры речи в качестве особой лингвистической дисциплины, данное в коллективной монографии сектора культуры русской речи института русского языка Академии наук, представлено следующим образом: "культура речи это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [12, с.
13].
Таким образом, в определении явно выражены три компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Обучение норме было основным и наиболее разработанным в содержании преподавания традиционной культуры речи.
Обучение коммуникативному и этическому компонентам отражение результатов интеграции лингвистической мысли последних десятилетий.
Новая образовательная область языкового воспитания личности интегрирует большой теоретический материал, наработанный в лингвистике, риторике,
псилингвистике и др.
науках.
Научно-педагогические основы 43

[стр.,44]

развития речевой культуры личности могут быть сформулированы исходя из методологии теоретического исследования, адаптированного к педагогическому мышлению.
Хотя в новой культуре речи прослеживается тенденция не исключать языковую личность из поля зрения, на наш взгляд, новой теоретической концепции не удалось избежать узко лингвистического подхода.
Из определения культуры речи через "набор" и "организацию языковых средств" не просматривается в необходимых нам филологических знаниях личность, ради которой и для которой все научные построения и задумывались.
В таком понимании культуры речи актуализируется момент выбора, но сделать этот осознанный выбор предстоит обучаемому.
Концепция языковой личности, предложенная и теоретически обоснованная Ю.Н.Карауловым,
дает потенциальные возможности, теоретические и практические, для восприятия этой идеи в построении конкретных учебных курсов, связанных с развитием речевой культуры.
Теоретический уровень междисциплинарной интеграции предполагает введение идеального объекта интеграции.
Мы опираемся на высказанное М.М.
Бахтиным мнение о широко понимаемой проблеме текста: "Приходится называть наш анализ философским прежде всего по соображениям негативного характера: это не лингвистический, не филологический, не литературоведческий или какой-либо иной специальный анализ (исследование).
Положительные же соображения таковы :наш е исследование движется в пограничных сферах,
т.е.
на границах всех указанных дисциплин, на их стыках и пересечениях.
Текст (письменный и
устный) как первичная данность всех этих дисциплин и вообще всего гуманитарно-филологического мышления (в том числе даже богословского и философского мышления в его истоках).
Текст является той непосредственной действительностью (действительностью мысли и переживаний), из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление.
Где нет текста (даже подразумеваемого), там нет и объекта для исследования и мышления" [9, с.281].
44

[Back]