Проверяемый текст
Тарханова, Светлана Владимировна; Педагогические условия формирования речевой культуры у слушателей подготовительных курсов в ВУЗе (Диссертация 1997)
[стр. 61]

Точность речи, по мнению автора, предполагает максимальное соответствие речи передаваемому содержанию.
Это обеспечивается языковыми и неязыковыми факторами языка: знаниями материала языка, правдивостью и
логичностью изложения.
В деловом и научном стилях она объективна и
подчёркнута, в разговорном стиле корректируется мимикой, жестами.
В публицистическом стиле и в художественной литературе это связывается с точностью чувства, образа.
Правильность как критерий речи
H.A.
Плёнкин связывает с нормой, которая очень часто меняется.
Это нельзя представить без функциональных разновидностей языка, его стилистики.
И здесь она не всегда единообразна.
В деловых и научных стилях, норма строга, а в разговорном стиле нормы меняются.
В публицистическом стиле могут быть и отступления, хотя и не всегда мотивированы.
Правильность речи необходимая составная часть общего понятия хорошей речи, один из
её критериев.
Это обеспечивается знанием всего богатства языка, знанием логики, предмета речи, умением говорить просто, кратко, ясно, уместно.
И это является самым сложным составным понятием.
Эстетичность речи автор связывает с тем, что все языковые средства обладают эстетической функцией.
Эстетической стороной обладает каждый стиль, но у каждого своя эстетика: разговорный стиль свобода, непринужденность, простота; деловой стиль точность, однозначность, объективность, определенность; научный стиль точность, ясность, однозначность, логичность, доступность.
Дискуссии о проблемах культуры речи явление закономерное и необходимое.
Это связано с накоплением нового материала, потребностью в его осмыслении, анализе и оценке.
Рассматривая проблему формирования речевой культуры
курсантов в её тесной связи с конкретной речевой практикой, следует остановиться на нарушениях коммуникативных качеств речи, приводящих к низкому уровню речевой культуры.
Мы имеем в виду так называемые «речевые ошибки»,
[стр. 55]

Подобный анализ был проведен H.A.
Пленкиным.
( 182 ) Рассматривая качество « чистота речи» , т.е.
отсутствие нелитературных языковых элементов, автор связывает это с понятием «правильность речи».
«Точность речи « , определяемая соответствием употребленных языковых средств тем фактам бытия, которые этими средствами обозначены, обеспечивается знанием языка в его богатстве.
И тогда, как считает автор, можно увидеть связь между точностью речи и ее богатством, точностью и уместностью речи.
Ясность речи также служит ее точности, т.к.
неясная речь затрудняет общение, и это может привести к ошибочному пониманию текста.
Но ясность речи служит и правильность речи.
Следуя далее качествам речи, автор делает вывод о том, что логичность речи содействует ее точности, правильности, эстетичности; одностильность и благозвучие служат эстетической стороне речи, а доступность во многом зависит от точности, правильности и эстетичности речи.
Учитывая все это, автор выделяет ведущие признаки хорошей речи и определяет ее критерии.
Т.к.
любое высказывание должно точно передать объективное содержание темы, личные представления и впечатления автора, H.A.
Пленкин определяет три основных критерия культуры речи : 1.
Точность, которая становится первым из критериев хорошей речи.
При этом, как отмечает автор, должны соблюдаться языковые нормы.
2.
Правильность речи.
3.
Эстетичность речи.
Этой же точки зрения придерживается и С.И.
Ожегов, считая, что высокая культура речи это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
( 182 ) Точность речи, по мнению автора, предполагает максимальное соответствие речи передаваемому содержанию.
Это обеспечивается языковыми и неязыковыми факторами языка: знаниями материала языка, правдивостью и
-54

[стр.,56]

логичностью изложения.
В деловом и научном стилях она объективна и
подчеркнута, в разговорном стиле корректируется мимикой, жестами.
В публицистическом стиле и в художественной литературе это связывается с точностью чувства, образа.
Правильность как критерий речи
Н.А.Пленкин связывает с нормой, которая очень часто меняется.
Это нельзя представить без функциональных разновидностей языка, его стилистики.
И здесь она не всегда единообразна В деловых и научных стилях норма строга, а в разговорном стиле нормы меняются.
В публицистическом стиле могут быть и отступления, хотя и не всегда мотивированы.
Правильность речи необходимая составная часть общего понятия хорошей речи, один из
ее критериев.
Это обеспечивается знанием всего богатства языка, знанием логики, предмета речи, умением говорить просто, кратко, ясно, уместно.
И это является самым сложным, составным понятием.
Эстетичность речи автор связывает с тем, что все языковые средства обладают эстетической функцией.
Эстетической стороной обладает каждый стиль, но у каждого своя эстетика: разговорный стиль свобода, непринужденность, простота; деловой стиль точность, однозначность, объективность, определенность; научный стиль точность, ясность, однозначность, логичность, доступность.
Дискуссии о проблемах культуры речи явление закономерное и необходимое.
Это связано с накоплением нового материала, потребностью в его осмыслении, анализе и оценке.
Рассматривая проблему формирования речевой культуры
учащихся в ее тесной связи с конкретной речевой практикой, следует остановиться на нарушениях коммуникативных качеств речи, приводящих к низкому уровню речевой культуры.
Мы имеем в виду так называемые «речевые ошибки»,
допускаемые учащимися в речи.
-55

[Back]