как «национально-культурного единства». Обоснование ценностных ориентиров в индивидуально-речевой деятельности курсантов позволяет разрабатывать технологическую цепочку формирования речевой культуры применительно к конкретной группе языковых личностей. 2. Современные филологические исследования недостаточно ориентированы на практику обучения: ни новая теория культуры речи, ни развиваемая в последние годы в лингвистике концепция языковой личности не смогли вывести филологию из сферы её внутреннего развития. Отсутствие единой научно обоснованной педагогической концепции формирования речевой культуры личности не может способствовать удовлетворению растущего интереса к проблемам речевой коммуникации со стороны общества. 3. Содержание понятия «речевая культура» применительно к курсантам военного вуза включает в себя, помимо традиционно выделяемых компонентов речевой культуры (нормативного, коммуникативного и этического), развитие осознанной потребности в совершенствовании индивидуального стиля речи, свидетельствующего о стремлении личности к профессиональному и культурному самоопределению. 4. Представляется целесообразным рассматривать речевую культуру личности как взаимодействие социальных и индивидуальных характеристик речевого коммуникативного воздействия, включающего в себя речевую деятельность, языковой материал и условия коммуникации. 5. Человек говорящий и человек общающийся представляет собой языковую личность, выступающую как совокупность знаний, умений и навыков коммуникативной и речевой культуры. Языковая компетенция, выступающая в качестве условия понимания и конструирования высказывания, и лингвистическая компетенция, выражающаяся в осмыслении речевого опыта, находятся в тесной связи с культурой языка в целом. 66 |
многообразии функций русского языка в жизни современного общества и той ролью, которую он играет в формировании личности учащегося. Таким образом, анализируя содержание понятия «культура речи» в истории лингвопедагогики, современное состояние проблемы формирования речевой культуры, обусловленное коммуникативное направленностью процесса обучения, созданием Государственных стандартов по русскому языку, основанных на концепции языковой личности, можно сделать следующие выводы: 1. Развитие данной проблемы в теории и практике лингвопедагогики показало необходимость нового подхода к определению сущности и содержания понятия «речевая культура личности». 2. В условиях гуманизации образовательного пространства представляется целесообразным рассматривать речевую культуру личности как взаимодействие социальных и индивидуальных характеристик речевого коммуникативного воздействия, включающего в себя речевую деятельность, языковой материал и условия коммуникации. 3. Человек говорящий и человек общающийся представляет собой языковую личность, выступающую как совокупность знаний, умений и навыков коммуникативной и речевой культуры. 4. Введение в лингводидактику понятия «компетенция» связано с формированием умений и навыков речевого общения в процессе речевой коммуникативной деятельности. 5. Языковая компетенция, выступающая в качестве условия понимания и конструирования высказывания, и лингвистическая компетенция, выражающаяся в осмыслении речевого опыта, находятся в тесной связи с культурой языка в целом. 6. Речевая компетенция, предусматривающая овладение всеми видами речевой деятельности, и коммуникативная компетенция, необходимая -47 |