Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 72]

Сильные курсанты по сравнению со слабоуспевающими оценивают выше значимость различных учебных предметов для общей профессиональной подготовки.
Они в большей мере, чем слабые
курсанты, удовлетворены качеством преподавания.
Для сильных курсантов доминирующими мотивами являются: "стремление стать высококвалифицированными специалистами, успешно защитить диплом, отлично и хорошо учиться, не запускать занятия, получать одобрение преподавателей, получать интеллектуальное удовлетворение.
У слабоуспевающих
курсантов более выраженными мотивами являются желание удержаться в вузе, получать стипендию, изучать предметы только в рамках учебного плана и программ, выполнять только то, что требуют преподаватели, избежать наказания и осуждения со стороны родителей за плохую учёбу" [194, с.
282].
Результаты психологических исследований показали зависимость учебной активности
курсантов от их ценностного отношения к учению.
Так,
курсанты с положительной мотивацией на приобретение профессии и высоким уровнем интереса к учению менее зависимы от внешних факторов и условий обучения, способны к самоорганизации и высокой учебной активности.
Однако основные причины трудностей для
курсантов с низким уровнем мотивации психологи относят по преимуществу не к внешним условиям обучения, а к низкому общеобразовательному уровню..." [194, с.
272].
На основании анализа большого эмпирического материала В.А.Якунин делает вывод о том, что современные
учащиеся не являются активными субъектами учебного процесса: "Слабое развитие у них профессиональной направленности и положительной мотивации к учению, низкий уровень сформированное™ знаний, умений и навыков, необходимых в учении и будущей профессиональной деятельности, слабая инициатива и активность (учебная, общественная), ориентация на репродуктивные способы учения, низкий уровень самоорганизации и самосознания, авторитарная направленность на общение с людьми всё это свидетельствует о том, что 72
[стр. 93]

данным В.
Логачева и О.
Гараниной).
А по Н.Г.
Багдасарьяну, «ценность творческой профессиональной реализации» выделяют в качестве профессиональной установки 43,5 % опрошенных студентов.
Учебная мотивация студентов по отношению к учебе в целом во многом определяется и уровнем подготовленности самих студентов.
«Так, например, сильные студенты по сравнению со слабоуспевающими однокурсниками оценивают выше значимость различных учебных предметов для общей профессиональной подготовки.
Они в большей мере, чем слабые
студенты, удовлетворены качеством преподавания, и, кроме того, у сильных студентов значительно снижена интенсивность субъективного переживания меры трудности усвоения учебных дисциплин» [130, с.283].
В исследовании Н.И.
Мешкова, сравнившего показатели учебной мотивации сильных и слабоуспевающих студентов выявлены интересные различия в структуре учебных мотивов.
Для сильных студентов доминирующими мотивами являются: «стремление стать высококвалифицированными специалистами, успешно защитить диплом, отлично и хорошо учиться, не запускать занятия, получать одобрение преподавателей, быть примером для сокурсников, получать интеллектуальное удовлетворение.
У слабоуспевающих
студентов более выраженными мотивами являются желание удержаться на факультете, получать стипендию, изучать предметы только в рамках учебного плана и программ, выполнять только то, что требуют преподаватели, избежать наказания и осуждения со стороны родителей за плохую учебу»[130, с.282].
Результаты психологических исследований показали зависимость учебной активности
студентов от их ценностного отношения к учению.
Так,
студенты с положительной мотивацией на приобретение профессии и высоким уровнем интереса к учению менее зависимы от внешних факторов и условий обучения, способны к самоорганизации и высокой учебной активности.
Однако, основные причины трудностей для
студентов с низким уровнем мотивации психологи относят по преимуществу не к внешним, 93

[стр.,94]

педагогическим условиям обучения, а к низкому общеобразовательному уровню самих студентов [130, с.272].
На основании анализа большого эмпирического материала В.А.
Якунин делает вывод о том, что современные
студенты не являются активными субъектами учебного процесса: «Слабое развитие у них профессиональной направленности и положительной мотивации к учению, низкий уровень сформированности знаний, умений и навыков, необходимых в учении и будущей профессиональной деятельности, слабая инициатива и активность (учебная, общественная), ориентация на репродуктивные способы учения, низкий уровень самоорганизации и самосознания, авторитарная направленность на общение с людьми все это свидетельствует о том, что уровень развития студента как субъекта деятельности не отвечает конечным целям обучения, заданным обществом высшей школе» [130, с.417-418].
Психология современного студенчества как сложного социально обусловленного явления представляет сегодня во многом противоречивое явление: с одной стороны, непростые условия жизни социума ставят молодого человека перед необходимостью совершать поступки вполне сложившегося взрослого человека.
С другой стороны, вся система высшего образования в стране по-прежнему готовит инфантильную личность, не давая возможности для проявления выбора в самом значимом для личности смысле.
Психологические исследования указывают на господствующий в прошлом и сохранившийся в обществе в настоящее время социально-психологический тип взрослого человека в роли "подростка", т.е.
социально послушного, зависимого от других человека.
Эта социальнопсихологическая позиция, согласно исследованиям, доминирует в среде трудоспособного населения России [39].
Стремительно изменяются условия современной жизни, но известно, что психология личности изменяется значительно медленнее.
Необходимо воспитывать личность, не склонную к социальной пассивности, способную к деятельности в непростых условиях развития общества.
94

[Back]