Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 86]

что все его потенциальные возможности в образовательной практике не исчерпаны.
Познавательно развивающие возможности диалога подтверждаются историческим
культурным опытом развития человечества.
Ю.В.
Рождественский пишет о том значении, которое имеет владение диалогической формой речи не только в жизни отдельного человека, но и общества в целом
[89].
Своими корнями эта идея уходит к Гегелю, который связывал причины распространения диалогической формы с характером устройства общества
[44, с.80-81].
Опираясь на исследования лингвистов Л.В.
Щербы и Л.П.
Якубинского
[185,с.
131], [193], Ерунов обнаруживает связь между оживлением социальной жизни, назреванием в ней перемен и распространенностью диалога [69,с.
98].
Этот философский взгляд на диалог и определение его зависимости от социально-исторических условий развития общества позволяет перейти к конкретным педагогическим задачам.
Если «распространение диалога, интереса к нему связано не столько с действительностью общественного бытия, сколько с его возможностями, то,
видимо, стоит использовать огромные потенциальные возможности диалогических форм общения как на личностном, так и на общественном уровне, осознавая, что «зарождение новых тенденций, ведущих в перспективе к глубоким культурным переменам, своеобразно отображается в общественном сознании» [78, с.98].
2.Формирование понимания как особой мыслительной способности.
О важности и актуальности формирования процессов понимания написано немало [139, 22, 30 и другие].
Успешное обучение профессии возможно при эффективной коммуникации, возможно более точном и полном понимании текстов.
Современная публичная речь также актуализирует работу по
формированию речевой культуры в этом аспекте.
Словесная паутина в общественно-политической жизни, спекулятивное давление словом в некоторых публицистических текстах вызывают необходимость в обучении компетентного слушателя и читателя, в
формировании определённых ценностных ориентиров, этических качеств молодого человека при 86
[стр. 102]

индивидуальной учебно-познавательной деятельности.
Учебная деятельность студентов заключается в приобретении определенного уровня общей и профессиональной квалификации.
Познавательная деятельность студентов осуществляется на основе речевой деятельности, речевых умений в понимании и продуцировании учебных текстов.
Отсюда обучение студентов должно включать в себя не только содержательную часть профессиональных знаний, но и обучение речевым навыкам и умениям для самого процесса учебного познания.
Так, например, развитие диалогических умений рассматривается исследователями как основа для мыслительной деятельности.
Б.А.
Ерунов считает познавательный диалог инструментом «постигающего мышления», справедливо замечая, что диалог «принципиально важная составляющая интеллектуальной культуры» [46, с.95].
Диалог, хорошо изученный в лингвистике и философии, может быть использован в современных педагогических технологиях как эффективный прием обучения.
Очевидно, что все его потенциальные возможности в образовательной практике не исчерпаны.
Познавательно развивающие возможности диалога подтверждаются историческим
и культурным опытом развития человечества.
Ю.В.
Рождественский пишет о том значении, которое имеет владение диалогической формой речи не только в жизни отдельного человека, но и общества в целом
[55].
Своими корнями эта идея уходит к Гегелю, который связывал причины распространения диалогической формы с характером устройства общества
[28, с.80-81].
Опираясь на исследования лингвистов Л.В.
Щербы и Л.П.
Якубинского
[126, с.
131], [129], Ерунов обнаруживает связь между оживлением социальной жизни, назреванием в ней перемен и распространенностью диалога [46, с.98].
Этот философский взгляд на диалог и определение его зависимости от социально исторических условий развития общества позволяет перейти к конкретным педагогическим задачам.
Если "распространение диалога, интереса к нему связано не столько с действительностью общественного бытия, сколько с его возможностями, то,
102

[стр.,103]

видимо, стоит использовать огромные потенциальные возможности диалогических форм общения как на личностном, так и на общественном уровне, осознавая, что "зарождение новых тенденций, ведущих в перспективе к глубоким культурным переменам, своеобразно отображается в общественном сознании" [49, с.98].
2.
Развитие понимания.
О важности и актуальности развития процессов понимания написано немало [88, 12, 17, 75 и др.].
Успешное обучение профессии возможно при эффективной коммуникации, возможно более точном и полном понимании текстов.
Современная публичная речь также актуализирует работу по
развитию речевой культуры в этом аспекте.
Словесная паутина в общественно-политической жизни, спекулятивное давление словом в некоторых публицистических текстах вызывают необходимость в обучении компетентного слушателя и читателя, в
развитии определенных ценностных ориентиров, этических качеств молодого человека при восприятии текстов.
Самостоятельность в понимании чужого текста, умение анализировать чужую речь с точки зрения истинности ложности, умение отбирать информативно полноценные тексты для чтения и понимания становятся жизненно важными для современного человека.
3.
Развитие рефлексии как выхода за рамки привычного речевого стереотипа.
Самоопределение и самоосознание личности возможно через развитие речевых умений.
Развитие речевой саморефлексии является одним из важнейших процессов духовного роста молодого человека.
Навыки саморефлексии, т.е.
способности общаться с самим собой, признак развитой личности, способной к самоанализу.
Мир ценностей, усвоенный и осмысленный в юности, становится важным этапом социальнонравственного самоопределения личности.
«Глубина и интенсивность юношеской саморефлексии зависят от многих социальных (социальное происхождение и среда, уровень образования), индивидуально103

[Back]