Проверяемый текст
Соловьева, Майя Владимировна; Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе технического вуза (Диссертация 2000)
[стр. 95]

постараемся обосновать это следующими рассуждениями.
В повседневной разговорной речи ярче всего проявляется речевая индивидуальность или
отчётливо демонстрируется речевая безвкусица и речевой нигилизм.
Сохранение традиций русской речи в повседневной жизни, в обычных речевых ситуациях и является, на наш взгляд, убедительным свидетельством наличия или отсутствия основ речевой культуры у личности.
Кроме того, современная разговорная речь обладает целым рядом специфических качеств, на которые в педагогической системе по
формированию речевой культуры личности необходимо отреагировать.
Так, полезно проследить вместе с
курсантами за сменой стереотипов речевого поведения, происходящих сегодня в разговорной речи, за формированием новых речевых жанров, требующих осознания и обучения.
Кроме того, разговорная речь, являясь нехудожественной речью, может обладать своими содержательными и языковыми достоинствами, отличными от норм литературного языка.
В целом же современный разговорный текст
всё чаще рассматривается в филологии как источник социокультурной информации.
Исследователи признают, что «осознание своих «корней», своей жизни как части общего историко-культурного процесса было многими утеряно
[90, с.
225].
Личное устное общение “для себя” долгие годы воспринималось в обществе как не представляющее никакой ценности в сравнении с системой высших государственных ценностей.
Анализируя речевую деятельность курсанта в “личностных” речевых жанрах, мы ставим перед собой цель вернуть ощущение ценности отдельной человеческой жизни, простых и реальных речевых форм общения на фоне историко-культурного контекста.
В последние годы широкий общественный интерес вызывают отдельные мемуары не только признанных авторитетов, но и воспоминания никому не известных людей, в разговорной речи которых воплотились приметы времени, определенного отрезка культурной истории страны.
Устная разговорная речь сохраняет социологическую и историческую
95
[стр. 112]

важные для молодежи проблемы современности, способствуют развитию речевой рефлексии, процессу социальной адаптации молодых людей.
Подготовка и выступление с текстами остро актуального публицистического содержания дают возможность развития речевого умения убеждения словом.
Культура проведения спора, полемики также способствует становлению социальной компетентности молодых людей.
Этический аспект в развитии речевой культуры Этический аспект в развитии речевой культуры студентов мы в основном развиваем на материале текстов разговорного стиля речи.
Предваряя возможное недоумение о том, почему такое внимание уделяется разговорной речи (неофициальной, неподготовленной и, казалось бы, не оказывающей столь существенного влияния на языковой облик специалиста), постараемся обосновать это следующими рассуждениями.
В повседневной разговорной речи ярче всего проявляется речевая индивидуальность или
отчетливо демонстрируется речевая безвкусица и речевой нигилизм.
Сохранение традиций русской речи в повседневной жизни, в обычных речевых ситуациях и является, на наш взгляд, убедительным свидетельством наличия или отсутствия основ речевой культуры у личности.
Кроме того, современная разговорная речь обладает целым рядом специфических качеств, на которые в педагогической системе по
развитию речевой культуры личности необходимо отреагировать.
Так, полезно проследить вместе со
студентами за сменой стереотипов речевого поведения, происходящих сегодня в разговорной речи, за формированием новых речевых жанров, требующих осознания и обучения.
Кроме того, разговорная речь, являясь нехудожественной речью, может обладать своими содержательными и языковыми достоинствами, отличными от норм литературного языка.
В целом же современный разговорный текст
все чаще рассматривается в филологии как источник социокультурной информации.
Исследователи признают, что "осознание своих "корней", своей жизни как части общего историко-культурного процесса было многими утеряно"
[58, с.225].
Личное 112

[стр.,113]

устное общение "для себя" долгие годы воспринималось в обществе как не представляющее никакой ценности в сравнении с системой высших государственных ценностей.
Актуализируя речевую деятельность студента в "личностных" речевых жанрах, мы ставим перед собой цель вернуть ощущение ценности отдельной человеческой жизни, простых и реальных речевых форм общения на фоне историко-культурного контекста.
В последние годы широкий общественный интерес вызывают отдельные мемуары не только признанных авторитетов, но и воспоминания никому не известных людей, в разговорной речи которых воплотились приметы времени, определенного отрезка культурной истории страны.
Устная разговорная речь сохраняет социологическую и историческую
информацию, язык, к счастью, не так быстро подвержен изменениям.
Разумеется, такая «культуронесущая» память присуща не всем текстам разговорной речи.
Умение видеть, чувствовать эти различия, а также стремление к созданию культурных текстов в обстановке самой обыденной и рядовой, воспитание неприятия к грубости, пошлости разговорной речи одна из классических задач культуры речи в традиционном ее понимании.
Представляется, что работа над текстами разговорного стиля может быть сведена к следующему: 1) теоретическое ознакомление с основными характерологическими чертами стиля; 2) рассмотрение культуронесущей памяти текстов на основе анализа образцовых текстов; формулирование этико-культурных запретов в пределах стиля; 3) знакомство с положительными речевыми образцами, особенно в новых речевых жанрах, а также рассмотрение негативных примеров; 4) задания для самостоятельного речетворчества в определенных жанрах.
Неподготовленность и неофициальность общения в разговорном стиле речи вызывают следующие речевые потребности: 113

[Back]