128 4.3. Генезис «виртуальной реальности» Социальная необходимость возникновения и дальнейшего независимого существования «виртуальной реальности», как полагают ученые, проистекает из глубинных трансформаций, происходящих в обществе. В информационном обществе именно овеществление межиндивидуальных, межсубъектных отношений трансформирует отношения индивида и общества. Реальность —это овеществленная институциональная структура, делающаянашей эпохи практики независимыми от устремлений индивидов. Индивид, находясь в социальной реальности институтов, воспринимает ее как естественную данность, в которой приходится жить. Общество воспринимается человеком не как процесс взаимодействия с окружающими его конкретными людьми, а как сложная система реально существующих «инстанций» социального целого — государства, корпорации, школы. Написав ~об" «утрате» реальности в нашу эпоху, Ж. Бодрийяр констатирует ситуацию завершения овеществления общества. Дефицит реальности у Ж. Бодрийяра —это вовсе не дефицит вещей и поступков: Утрата реальности в его концепции это утрата различения знака — образа и референта реальности. Рассмотрение подобным образом «виртуальной реальности» предполагает взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями. Вот почему в современную эпоху индивид погружается в «виртуальную реальность», во все большей степени воспринимает мир как игровую среду, сознавая условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее. виртуальные зверюшки уже занесены в Красную книгу и мохнатые Ферби быстро прискучили владельцам. Но-им. на смену пришли новые, еще более изощренные суррогатные питомцы. Сотни тысяч технически продвинутых семей уже дали приют роботу-щенку «Пу-Чи» или котоподобному «Айбо». Этих выходцев из Японии можно погладить по 1Бодрийар Ж. Соблазн. М., 2000. С. 37. |
коммуникация интерпретация. Симуляция же, возникающая в ходе трансляции и коммуникаций, замещает реальные атрибуты институциональное™. Из этого следует, что виртуализация, рассматриваемая в качестве технического процесса создания виртуального общества, существующего «параллельно» с обществом реальным, показывает отсутствие каких-либо изменений в реальном «сегменте» общества. Формируясь как результат не только технологических, но и социальных процессов, в дальнейшем виртуальная реальность развивается как параллельная структура. Именно поэтому распространение технологий виртуальной реальности происходит как киберпротезирование. Оно вызывается стремлением компенсировать с помощью компьютерных симуляций отсутствие социальной реальности. Социальная необходимость возникновения и дальнейшего независимого существования виртуальной реальности, как полагают поклонники этой теории, проистекает из глубинных трансформаций, происходящих в обществе. В традиционном обществе, или обществе Модерна именно овеществление межиндивидуальных, межсубъектных отношений трансформирует отношения индивида и общества. Реальность эпохи Модерн это овеществленная институциональная структура, делающая практики независимыми от устремлений индивидов. Индивид, находясь в социальной реальности институтов, воспринимает ее как естественную данность, в которой приходится жить. Общество воспринимается человеком не как процесс взаимодействия/общения с окружающими его конкретными людьми, а как сложная система реально существующих «инстанций» (институтов) социального целого государства, корпорации, школы и т.д. Технологическая революция, 77 знаменующая возникновение эпохи Постмодерна, отражает объективное «расхождение» и независимое существование знания и бытия. Написав об «утрате» реальности в эпоху Постмодерна, Бодрийяр констатирует ситуацию завершения овеществления общества. Дефицит реальности у Бодрийяра это вовсе не дефицит вещей и поступков. Утрата реальности в концепции Бодрийяра это утрата различения знака образа и референта реальности. Рассмотрение подобным образом виртуальной реальности предполагает взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями. Вот почему в эпоху Постмодерна индивид погружается в виртуальную реальность симуляций и во все большей степени воспринимает мир как игровую среду, сознавая условность, управляемость ее параметров и возможность выхода из нее. Развитие «технологии» Интернет лишь актуализирует эту свободу от институционализации. И только в контексте этой парадигмы Интернет это среда развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу. А виртуальная активность индивидов, осуществляющих коммуникации через Интернет, их силы и время, переориентируются с взаимодействия с реальными друзьями, родственниками, коллегами, соседями на коммуникации своего виртуального эго со столь же виртуальными партнерами. Общение через Интернет как раз и привлекательно своей обезличенностыо, а еще более возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность. Такая свобода от институционалыюсти позволяет возникать, существовать, распадаться многочисленными сообществам, для которых «виртуальность» означает в первую очередь «эфемерность»41. Сообщества такого рода существуют до тех пор, пока их члены 41См. Б о д р и й я р Ж . Символический обмен и смерть. М., 2000. 78 |