130 взаимоотношений. К чему оно приведет можно только догадываться. Вероятно, все обойдется, как в случае с «Тамагочи»: мы наиграемся в виртуальность и вернемся к реальной жизни. А если не вернемся? Не сможем вернуться?.. Ведь в компьютерном мире не существует физической смерти для «виртуальной личности». «Виртуальная личность» может жить «вечно», несмотряна то, что не ясно, что представляет собой «жизнь» такой личности после смерти ее хозяина и создателя. Хотя предпосылки к тому, что такая «жизнь виртуальной личности» возможна, уже есть. Например, на Берлинском кинофестивале дали премию за лучшую мужскую роль актеру, который умер на второй неделе после начала съемок фильма-лауреата. То, что успели отснять за * две недели, оцифровали, алгоритмизировали, а дальше работал другой актер, «обтянутый» этой цифровой оболочкой. Этот двойник может осуществлять свою жизнедеятельность неограниченно долго в среде компьютерной сети. Потребность в создании «виртуальной1личности», отличающейся от реальной, чаще всего характерна для людей, которым наиболее важен вопрос самопрезентации, игры, общения. Одной из заманчивых возможностей, предоставляемых сетью Интернет, является объединение людей по интересам, «виртуальные сообщества». По сути, каждое такое сообщество является одной из структурных единиц Интернет. «Виртуальные сообщества» это социальные группы, которые создаются в»киберпространстве в процессе взаимодействия в течение достаточно долгого времени между пользователями Интернет путем обмена мнениями, участия в дискуссиях, создавая сети личных отношений в среде сети Интернет. Именно такое вовлеченное участие дает возможность пользователю прожить еще одну «жизнь» в роли «виртуальной личности» в киберпространстве. Д. Шапиро в работе «Уличные углы киберпространства» отмечает, что виртуальные общества создают социальные взаимосвязи, основанные на 1Cm.: Shapiro D. Street Corners in Cyberspace // The Nation. 1995. July. |
Вопрос о том, является ли «виртуальная личность» личностью в прямом смысле этого слова или нет, до конца не определен и дискуссии по этому поводу все еще продолжаются. Традиционная трактовка личности предполагает выявление присущих ей ценностных установок, индивидуальных черт характера, жизненной позиции, мировоззрения, а также внешнего облика, т. е. наличие материальных форм выражения. Главное отличие виртуального мира от реального заключается в отсутствии в первом материальных форм бытия. И вопрос о том, можно ли считать графическую идентификацию (в виде картинки или логотипа) виртуальной личности в качестве внешнего облика остается открытым. Реальный человек создает «виртуальную личность», у каждой существует создатель, иногда анонимный. Создание «виртуальной личности» может обогащать человека, развивая в нем способности адаптации, приспособления к новым условиям, но также следует учитывать, что уход в виртуальный мир может быть обусловлен проблемами в реальной жизни. В таком случае создание «виртуальной» личности является инструментом, который позволяет более явно идентифицировать подсознательные проблемы и задачи человека. В компьютерном мире не существует физической смерти для «виртуальной личности». «Виртуальная личность» может жить «вечно», несмотря на то, что не ясно, что представляет собой «жизнь» такой личности после смерти ее хозяина и создателя. Хотя предпосылки к тому, что такая «жизнь виртуальной личности» возможна уже есть. Например, на Берлинском кинофестивале дали премию за лучшую мужскую роль актеру, который умер на второй неделе после начала съемок фильма-лауреата. То, что успели отснять за две недели, оцифровали, алгоритмизировали, а дальше работал другой актер, «обтянутый» этой цифровой оболочкой. Этот 57 двойник, может осуществлять свою жизнедеятельность неограниченно долго в среде компьютерной сети. Потребность в создании «виртуальной личности», отличающейся от реальной, чаще всего характерна для людей, которым наиболее важен вопрос самопрезентации, игры, общения. Одной из заманчивых возможностей предоставляемых сетью Интернет является объединения людей по интересам, «виртуальные сообщества». По сути, каждое такое сообщество является одной из структурных единиц Интернет. «Виртуальные сообщества» это социальные группы, которые создаются в киберпространстве в процессе взаимодействия в течение достаточно долгого времени между пользователями Интернет путем обмена мнениями, участия в дискуссиях, создавая сети личных отношений в среде сети Интернет. X. Рейнгольд (http://www.rheingold.com/) подчеркивает важность участия в дискуссиях именно оживленно и эмоционально, считая это проявлением жизни виртуальных общин. Именно такое вовлеченное участие, дает возможность пользователю прожить еще одну «жизнь» в роли «виртуальной личности» в киберпространстве. Э. Шапиро в работе «Уличные углы киберпространства»25 отмечает, что виртуальные общества создают социальные взаимосвязи, основанные на общности интересов людей, способных организовывать публичные дискуссии в киберпространстве, как на общественные, так и на частные темы. «Виртуальное сообщество» не стоит рассматривать лишь как утопическую мечту, в которой люди приклеены к экранам монитора и не могут от них оторваться. На самом деле отношения, формирующиеся в среде сети Интернет, могут продолжать свое существование и в реальности. Так X. Рейнгольд пишет, что всего за 25 Shapiro, Andrew. Street Comers in Cyberspace. The Nation. Juli. -1995. 58 |