* 133 * * I? I т * т 4 7 * >? г л 4* предназначение, которое только, в свою очередь, предстает перед ним отражением как себя, так и другого субъекта. И только тогда эта вещь «виртуальный» образ по сути дела пространства этого сложного многоступенчатого взаимодействия, закрепляется для него в формах и процедурах реального взаимодействия. Формы представления реальных действии индивида, хотя и не являются вещественными предметами, в то же время не могут быть определены и как их симуляции. Просто* они предстают перед индивидом в качестве новых форм социального взаимодействия..Ведь за каждым из них не «компенсация», или замена «старой» реальности какой-то новой, а та же самая, прежняя реальность, представленная в формах конкретного бытия и жизнедеятельности реального человека. Поэтому и виртуальная реальность это не какая-то матрица, в которой* в соответствии с особым «программным комплексом» разыгрывается драма жизни, не существующая нигде кроме, как в этой* матрице, или программе можно рассматривать и с описанных выше позиции «виртуальную реальность», но тогда надо* четко понимать, что никогда, никто и никаким способом, кроме создателя этой «матрицы», не сможет описать и задать ее существование. Ни одна из систем не может быть описана только из оснований, полагаемых этой системой. В то время как в действительности, в реальной, а не сконструированной по законам высокой абстракции жизни реальный индивид каждый день и час своего конкретного бытия своим действием преодолевает и разрешает это системное противоречие. В теории это простое бытийное определение конкретной коммуникативном деятельности закрепляется в расширении* понятия коммуникации. Помимо значения механизма функционирования1 системы распространения информации и обозначения односторонней связи субъекта с тем или иным объектом (который может выступать и как субъект), оно вобрало в себя ряд новых смыслов, и, прежде всего, связанных с таким аспектом человеческой деятельности, как взаимодеятельное общение. В отличие от * |
только тогда эта вещь отражение (виртуальный образ) по сути дела пространства этого сложного многоступенчатого взаимодействия, закрепляется для него в формах и процедурах реального взаимодействия. Формы представления реальных действий индивида, хотя и не являются вещественными предметами, в то же время не могут быть определены и как их симуляции. Просто они предстают перед индивидом в качестве новых форм социального взаимодействия. Ведь за каждым из них не «компенсация», или замена «старой» реальности какой-то новой, а та же самая, прежняя реальность представленная в формах конкретного бытия и жизнедеятельности реального человека. Поэтому и виртуальная реальность это не какая-то матрица, в которой в соответствии с особым «программным комплексом» разыгрывается драма жизни, не существующая нигде кроме, как в этой матрице, или программе. Безусловно, можно рассматривать и с описанных выше позиций виртуальную реальность и киберпространство, но тогда надо четко понимать, что никогда, никто и никаким способом, кроме создателя этой «матрицы», не сможет описать и задать ее существование. Именно это и следует из известной теоремы Гёделя, которая доказывает, что ни одна из систем не может быть описана только из оснований, полагаемых этой системой. В то время как, в действительности, в реальной, а не сконструированной по законам высокой абстракции, жизни реальный индивид каждый день и час своего конкретного бытия своим действием преодолевает и разрешает это системное противоречие. В теории это простое бытийное определение конкретной коммуникативной деятельности закрепляется расширении понятия коммуникации. Помимо значения механизма функционирования системы распространения информации и обозначения 80 односторонней связи субъекта с тем или иным объектом (который может выступать и как субъект) оно вобрало в себя ряд новых смыслов, и, прежде всего связанных с таким аспектом человеческой деятельности, как взаимодеятельное общение. В отличие от понимания коммуникации как чисто формальной процедуры связи между абстрактным «отправителем» информации и столь же абстрактным ее «получателем»42, это понятие стало употребляться для обозначения состояния коммуникации как процесса, под которым понимается соучастие субъектов, их совместная деятельность и даже определенная их организация. Такая коммуникация, конечно же, имеет диалогическую форму и рассчитана на взаимное понимание, но только этим не ограничивается. И здесь очень важно обратиться к трудам Ю. Хабермаса, его концепции коммуникативного действия. В этой концепции коммуникация выступает как процессуально созидательная, деятельностная форма общения, направленная на выработку новых целей, а также на поиск наиболее эффективных средств их достижения.43 Коммуникация рассматривается как интерсубъективное социальное отношение и действие. В процессе такой коммуникации не просто анализируется и фиксируется в понятиях социальная реальность как таковая (как она выступает для нас); она включает особую деятельность, когда требуется отойти от того, что есть, и осуществить «прорыв» к новым представлениям. В этом Ю. Хабермасу видится главный смысл такого рода коммуникации, которую условно можно назвать коммуникацией целе-формирования и целесообразного коллективного творчества. Именно с такой формой коммуникации, основанной на принципе созидательного взаимодействия, философ и связывает понятие коммуникативной рациональности. При этом в 42См. К а г а н М . С . Мир общения. Проблема межсубьектиых отношений. М., 1988. 81 В рамках виртуального социального пространства формы представления реальных действий индивида, хотя и не являются вещественными предметами, в то же время не могут быть определены и как их симуляция. Просто они предстают перед индивидом в качестве новых форм социального взаимодействия. Ведь за каждым из них не «компенсация», или замена «старой» реальности какой-то новой, а та же самая, прежняя реальность представленная в формах конкретного бытия и жизнедеятельности реального человека. Виртуальная реальность это не какая-то матрица, со своим особым «программным комплексом», это часть общего социального пространства. Коммуникация это процессуально созидательная деятельностная форма общения, направленная на выработку новых целей, а также на поиск наиболее эффективных средств их достижения. Она активирует социальные отношения и действия. Виртуальная коммуникация и, соответственно, виртуальная общность возникают лишь при наличии пространства коммуникации. Реализуясь в сетевом пространстве, эти сообщества, не являясь институциональными структурами традиционалистского типа, в то же время перед конкретным индивидом (пользователем) предстают как социальные структуры, поскольку оказываются для него, в той или иной степени формами его реального существования и жизнедеятельности. Процесс формирования социального киберпространства является с одной стороны результатом новых информационных технологий, в особенности Интернета, с другой, он обусловлен социально-психологическими потребностями человека, в-третьих, особенности его протекания соответствуют культурно-историческим особенностям различных государств и народов. 108 |