«виртуальная» коммуникация, которая собственно и составляет суть виртуальных общностей, это межсубъектное взаимодействие, образуемое персонифицированными целями и задачами. Но это означает, что виртуальная коммуникация и, соответственно, виртуальная общность возникают лишь при наличии пространства коммуникации, образуемого совокупностью коммуникаций и коммуникативных действий субъектов, определяющих себя в качестве элемента этого пространства. Реализуясь в сетевом пространстве, эти сообщества, не являясь институциональными структурами, в то же время, перед конкретным индивидом предстают как социальные структуры, поскольку \ оказываются длянего, в той' или иной степени, формами его реального существования и жизнедеятельности. Значимым для такого анализа представляется становление субъектов, инициирующих создание сообществ ради решения различных коммуникационных задач, а также трансформация этих целей в процессе развития' сообществ. В'этой связи особое внимание обращает на себя процесс формирования «предмета» коммуникации и его трансформации в процессе появления в коммуникативной среде рефлексивных слоев, в том' числе связанных с участием в процессах принятия решений на том или ином уровне социального развития. Отказ в соответствие с парадигмой коммуникативного действия Ю. Хабермаса от рассмотрения межсубъектного взаимодействия как «плоскостного» межсубъектного взаимоотношения означает, что в проблеме виртуальных общностей существенным оказывается пространство этого взаимодействия, а, следовательно* роль посредника, или медиатора, участие которогов этом взаимодействии и обеспечивает реальность и существование этого коммуникативного пространства. В' зависимости от того, кто выполняет функцию этого посредника лидер, администратор сети, или социальный субъект —социальный актер, и формируется то или иное пространство, та или общность. Следует сразу отметить, что модель виртуального сообщества, содержащая, в качестве центрального элемента посредника, нисколько не |
играет при этом значительную роль, сколько разработки нового содержания в той области, которая является предметом обсуждения. Итак, использование коммуникативного подхода Ю. Хабермаса при анализе проблемы виртуальных сообществ позволяет, по нашему мнению, раскрыть их как многократно опосредованный и иерархизированный механизм деятельного общения между людьми, разворачивающийся в социальном поле и пространстве коммуникаций. Причем важным методологическим выводом из этой концепции следует истолкование коммуникации не в виде межсубъектного отношения, которое, как было показано выше, открывает возможность для рассмотрения виртуальных сообществ в качестве «киберпротезов» реальных общностей. Коммуникация, а, следовательно, и виртуальная коммуникация, которая собственно и составляет суть виртуальных общностей, это межсубъектное взаимодействие, образуемое персонифицированным целями и задачами. Но это означает, что виртуальная коммуникация и, соответственно, виртуальная общность возникают лишь при наличии пространства коммуникации, образуемого совокупностью коммуникаций и коммуникативных действий субъектов, определяющих себя в качестве элемента этого пространства. Реализуясь в сетевом пространстве, эти сообщества, не являясь институциональными структурами, в то же время, перед конкретным индивидом предстают как социальные структуры, поскольку оказываются для него, в той или иной степени, формами его реального существования и жизнедеятельности. Значимыми для такого анализа представляется становление субъектов, инициирующих создание сообществ ради решения различных коммуникационных задач, а также трансформация этих целей в процессе развития сообществ. Б этой связи особое внимание 83 обращает на себя процесс формирования «предмета» коммуникации и его трансформации в процессе появления в коммуникативной среде рефлексивных слоев, в том числе связанных с участием в процессах принятия решений на том или ином уровне социального развития. Отказ в соответствие с парадигмой коммуникативного действия Ю. Хабермаса от рассмотрения межсубъектного взаимодействия как «плоскостного» межсубъектного взаимоотношения означает, что в проблеме виртуальных общностей существенным оказывается пространство этого взаимодействие, а, следовательно, роль посредника или медиатора, участие которого в этом взаимодействии и обеспечивает реальность и существование этого коммуникативного пространства. В зависимости от того, кто выполняет функцию этого посредника лидер, администратор сети, или социальный субъект = социальный актер, и формируется то или иное пространство, та или общность. Следует сразу отметить, что модель виртуального сообщества, содержащая в качестве центрального элемента посредника, нисколько не противоречит идеям демократии, информационного общества. Поскольку речь идет о посреднике, который задает, формирует и удерживает коммуникативное пространство. Эта конструкция не только шире, так как вариант «виртуальной» манипуляции социальными слоями и группами может рассматриваться как частный, в некотором роде редуцированный случай моделей виртуальных сообществ. Этот подход позволяет придать понятию виртуальное сообщество как операциональное, так и методологическое содержание. Именно последний, методологический аспект этого понятия позволяет наметить новые технологические и программные решения, которые открывают пространство для возникновения виртуальных 84 В рамках виртуального социального пространства формы представления реальных действий индивида, хотя и не являются вещественными предметами, в то же время не могут быть определены и как их симуляция. Просто они предстают перед индивидом в качестве новых форм социального взаимодействия. Ведь за каждым из них не «компенсация», или замена «старой» реальности какой-то новой, а та же самая, прежняя реальность представленная в формах конкретного бытия и жизнедеятельности реального человека. Виртуальная реальность это не какая-то матрица, со своим особым «программным комплексом», это часть общего социального пространства. Коммуникация это процессуально созидательная деятельностная форма общения, направленная на выработку новых целей, а также на поиск наиболее эффективных средств их достижения. Она активирует социальные отношения и действия. Виртуальная коммуникация и, соответственно, виртуальная общность возникают лишь при наличии пространства коммуникации. Реализуясь в сетевом пространстве, эти сообщества, не являясь институциональными структурами традиционалистского типа, в то же время перед конкретным индивидом (пользователем) предстают как социальные структуры, поскольку оказываются для него, в той или иной степени формами его реального существования и жизнедеятельности. Процесс формирования социального киберпространства является с одной стороны результатом новых информационных технологий, в особенности Интернета, с другой, он обусловлен социально-психологическими потребностями человека, в-третьих, особенности его протекания соответствуют культурно-историческим особенностям различных государств и народов. 108 |