Проверяемый текст
Маслов, Артем Владимирович; Виртуализация социальной среды как фактор социальных инноваций (Диссертация 2006)
[стр. 136]

«виртуальная» коммуникация, которая собственно и составляет суть виртуальных общностей, это межсубъектное взаимодействие, образуемое персонифицированными целями и задачами.
Но это означает, что виртуальная коммуникация и, соответственно, виртуальная общность возникают лишь при наличии пространства коммуникации, образуемого совокупностью коммуникаций и коммуникативных действий субъектов, определяющих себя в качестве элемента этого пространства.
Реализуясь в сетевом пространстве, эти сообщества, не являясь институциональными структурами,
в то же время, перед конкретным индивидом предстают как социальные структуры, поскольку \ оказываются длянего, в той' или иной степени, формами его реального существования и жизнедеятельности.
Значимым для такого анализа представляется становление субъектов, инициирующих создание сообществ ради решения различных коммуникационных задач, а также трансформация этих целей в процессе развития' сообществ.

В'этой связи особое внимание обращает на себя процесс формирования «предмета» коммуникации и его трансформации в процессе появления в коммуникативной среде рефлексивных слоев, в том' числе связанных с участием в процессах принятия решений на том или ином уровне социального развития.
Отказ в соответствие с парадигмой коммуникативного действия Ю.
Хабермаса от рассмотрения межсубъектного взаимодействия как «плоскостного» межсубъектного взаимоотношения означает, что в проблеме виртуальных общностей существенным оказывается пространство этого
взаимодействия, а, следовательно* роль посредника, или медиатора, участие которогов этом взаимодействии и обеспечивает реальность и существование этого коммуникативного пространства.
В' зависимости от того, кто выполняет функцию этого посредника лидер, администратор сети, или социальный субъект
—социальный актер, и формируется то или иное пространство, та или общность.
Следует сразу отметить, что модель виртуального сообщества, содержащая, в качестве центрального элемента посредника, нисколько не
[стр. 83]

играет при этом значительную роль, сколько разработки нового содержания в той области, которая является предметом обсуждения.
Итак, использование коммуникативного подхода Ю.
Хабермаса при анализе проблемы виртуальных сообществ позволяет, по нашему мнению, раскрыть их как многократно опосредованный и иерархизированный механизм деятельного общения между людьми, разворачивающийся в социальном поле и пространстве коммуникаций.
Причем важным методологическим выводом из этой концепции следует истолкование коммуникации не в виде межсубъектного отношения, которое, как было показано выше, открывает возможность для рассмотрения виртуальных сообществ в качестве «киберпротезов» реальных общностей.
Коммуникация, а, следовательно, и виртуальная коммуникация, которая собственно и составляет суть виртуальных общностей, это межсубъектное взаимодействие, образуемое персонифицированным целями и задачами.
Но это означает, что виртуальная коммуникация и, соответственно, виртуальная общность возникают лишь при наличии пространства коммуникации, образуемого совокупностью коммуникаций и коммуникативных действий субъектов, определяющих себя в качестве элемента этого пространства.
Реализуясь в сетевом пространстве, эти сообщества, не являясь институциональными структурами, в то же время, перед конкретным индивидом предстают как социальные структуры, поскольку оказываются для него, в той или иной степени, формами его реального существования и жизнедеятельности.
Значимыми для такого анализа представляется становление субъектов, инициирующих создание сообществ ради решения различных коммуникационных задач, а также трансформация этих целей в процессе развития сообществ.

Б этой связи особое внимание 83

[стр.,84]

обращает на себя процесс формирования «предмета» коммуникации и его трансформации в процессе появления в коммуникативной среде рефлексивных слоев, в том числе связанных с участием в процессах принятия решений на том или ином уровне социального развития.
Отказ в соответствие с парадигмой коммуникативного действия Ю.
Хабермаса от рассмотрения межсубъектного взаимодействия как «плоскостного» межсубъектного взаимоотношения означает, что в проблеме виртуальных общностей существенным оказывается пространство этого
взаимодействие, а, следовательно, роль посредника или медиатора, участие которого в этом взаимодействии и обеспечивает реальность и существование этого коммуникативного пространства.
В зависимости от того, кто выполняет функцию этого посредника лидер, администратор сети, или социальный субъект
= социальный актер, и формируется то или иное пространство, та или общность.
Следует сразу отметить, что модель виртуального сообщества, содержащая в качестве центрального элемента посредника, нисколько не
противоречит идеям демократии, информационного общества.
Поскольку речь идет о посреднике, который задает, формирует и удерживает коммуникативное пространство.
Эта конструкция не только шире, так как вариант «виртуальной» манипуляции социальными слоями и группами может рассматриваться как частный, в некотором роде редуцированный случай моделей виртуальных сообществ.
Этот подход позволяет придать понятию виртуальное сообщество как операциональное, так и методологическое содержание.
Именно последний, методологический аспект этого понятия позволяет наметить новые технологические и программные решения, которые открывают пространство для возникновения виртуальных 84

[стр.,108]

В рамках виртуального социального пространства формы представления реальных действий индивида, хотя и не являются вещественными предметами, в то же время не могут быть определены и как их симуляция.
Просто они предстают перед индивидом в качестве новых форм социального взаимодействия.
Ведь за каждым из них не «компенсация», или замена «старой» реальности какой-то новой, а та же самая, прежняя реальность представленная в формах конкретного бытия и жизнедеятельности реального человека.
Виртуальная реальность это не какая-то матрица, со своим особым «программным комплексом», это часть общего социального пространства.
Коммуникация это процессуально созидательная деятельностная форма общения, направленная на выработку новых целей, а также на поиск наиболее эффективных средств их достижения.
Она активирует социальные отношения и действия.
Виртуальная коммуникация и, соответственно, виртуальная общность возникают лишь при наличии пространства коммуникации.

Реализуясь в сетевом пространстве, эти сообщества, не являясь институциональными структурами
традиционалистского типа, в то же время перед конкретным индивидом (пользователем) предстают как социальные структуры, поскольку оказываются для него, в той или иной степени формами его реального существования и жизнедеятельности.
Процесс формирования социального киберпространства является с одной стороны результатом новых информационных технологий, в особенности Интернета, с другой, он обусловлен социально-психологическими потребностями человека, в-третьих, особенности его протекания соответствуют культурно-историческим особенностям различных государств и народов.
108

[Back]