34 подобных «Газонокосилыцику», «Нирване», «Люди-Х», а положение дел, показанное в них, отнюдь не внушает оптимизма. Так или иначе, но действительность оказывается порою гораздо фантастичнее любой научной фантастики. О чем мы можем говорить сегодня определенно, так это о вхождении в постмодернистскую культуру специфически «новых технологических способов бытия в мире». Современная культура, наука, философия «открывают» для себя множество реальностей. Многообразие форм культуры и человеческого творчества всегда было самоочевидным фактом. Однако именно во второй половине XX века их множественность стала рассматриваться в контексте проблемы реальности. Предметом изучения все чаще становятся маргинальные для философской классики «измерения» реальности субъективная реальность, информационная реальность, виртуальная реальность, социальная реальность. |
§ 3. Проблема реальности в философском и гуманитарном дискурсе Современная культура, наука, философия «открывают» для себя множество реальностей. Многообразие форм культуры и человеческого творчества всегда было фактом самоочевидным. Однако именно во второй половине XX века их множественность стала рассматриваться в контексте проблемы реальности. Предметом рефлексии все чаще становятся маргинальные для философской классики «измерения» реальности субъективная реальность, виртуальная реальность, реальность повседневности. «Сегодня ясно, пишет В.А. Лекторский, что существует вовсе не одна, а много разных реальностей. Это не только та реальность, с которой имеет дело наука, но и реальность повседневной жизни, обыденного знания. <...> Есть субъективная реальность. <...>Есть реальность идеальных объектов культуры: научных и философских теорий, произведений искусства, < > межиндивидуальных отношений, коммуникаций (с нею иногда связывают мир интерсубъективности). Наверное, можно говорить сегодня о появлении виртуальной реальности как особого типа межчеловеческой коммуникации...» . Эпоха очередной «информационной революции» (перефразируя У. Эко, переход «от Гутенберга к Интернету») и в самом деле заставляет задуматься над тем, существуют ли по-прежнему сколько-нибудь четкие границы между реальным и виртуальным мирами. «Игры разума» в «век неразумия» перестают быть лишь невинной забавой интеллектуалов, заставляя поверить в реальность ирреального, сюрреального и гиперреального. Экзотическая еще в недавнем прошлом позиция, согласно которой различные типы реальности никак не коррелируют друг с другом, а научный принцип в его классическом понимании в отношении к реальности уступает место «иным типам отношения к действительности (игровому, 197 «Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», посвященный обсуждению книги В.С. Степина «Теоретическое знание» // Вопр. философии. 2001. № 1.-С . 32. |