35 Глава 2. Онтологические проблемы «виртуальной реальности» 2.1..Онтологический статус понятий «реальное» и «виртуальное» Онтологические проблемы являются одними из самых актуальных в процессе философского осмысления «реальности» и «виртуальной реальности» и развертывания1информатизации в качестве одного из основных направлений современной стадии эволюции человеческой цивилизации. Имеющееся на сегодняшний день разнообразие в подходах не исключает создания в будущем единой концепции «виртуальной реальности». В начале XXI века уже вполне очевидным является тезис о междисциплинарном характере указанного концептуального синтеза. «Сегодня ясно, —пишет В.А. Лекторский, что существует вовсе не одна; Лф а много разных реальностей. Это не только та реальность, с которой имеет дело наука, но и реальность повседневной жизни, обыденного знания. Есть субъективная реальность. Есть реальность идеальных объектов культуры: научных и философских теорий, произведений искусства, межиндивидуальных отношении, коммуникации (с нею иногда связывают мир интерсубъективности). Наверное, можно говорить сегодня о появлении I виртуальной реальности как особого типа межчеловеческой коммуникации...» . Эпоха очередной «информационной революции» и в самом деле заставляет задуматься над тем, существуют ли по-прежнему сколько-нибудь четкие границы между реальным и виртуальным мирами. «Игры разума» в «век неразумия» перестают быть лишь невинной забавой интеллектуалов, заставляя поверить в реальность ирреального, сюрреального и гиперреального. Экзотическая еще в недавнем прошлом позиция, согласно которой различные 'Лекторский В.А. Круглый стол журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», посвященный обсуждению книги В.С. Степина «Теоретическое знание» // Вопросы философии. 2001. № 1. С. 32. |
§ 3. Проблема реальности в философском и гуманитарном дискурсе Современная культура, наука, философия «открывают» для себя множество реальностей. Многообразие форм культуры и человеческого творчества всегда было фактом самоочевидным. Однако именно во второй половине XX века их множественность стала рассматриваться в контексте проблемы реальности. Предметом рефлексии все чаще становятся маргинальные для философской классики «измерения» реальности субъективная реальность, виртуальная реальность, реальность повседневности. «Сегодня ясно, пишет В.А. Лекторский, что существует вовсе не одна, а много разных реальностей. Это не только та реальность, с которой имеет дело наука, но и реальность повседневной жизни, обыденного знания. <...> Есть субъективная реальность. <...>Есть реальность идеальных объектов культуры: научных и философских теорий, произведений искусства, < > межиндивидуальных отношений, коммуникаций (с нею иногда связывают мир интерсубъективности). Наверное, можно говорить сегодня о появлении виртуальной реальности как особого типа межчеловеческой коммуникации...» . Эпоха очередной «информационной революции» (перефразируя У. Эко, переход «от Гутенберга к Интернету») и в самом деле заставляет задуматься над тем, существуют ли по-прежнему сколько-нибудь четкие границы между реальным и виртуальным мирами. «Игры разума» в «век неразумия» перестают быть лишь невинной забавой интеллектуалов, заставляя поверить в реальность ирреального, сюрреального и гиперреального. Экзотическая еще в недавнем прошлом позиция, согласно которой различные типы реальности никак не коррелируют друг с другом, а научный принцип в его классическом понимании в отношении к реальности уступает место «иным типам отношения к действительности (игровому, 197 «Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», посвященный обсуждению книги В.С. Степина «Теоретическое знание» // Вопр. философии. 2001. № 1.-С . 32. 331 113. Кравец А.С. Методология науки / А.С. Кравец. Воронеж : Воронеж. гос. ун-т., 1991. 146 с. 114. Кравец А.С. Идеалы и идолы науки / А.С. Кравец. Воронеж : Изд-во Воронеж, ун-та, 1993. 218 с. 115. Кравец А.С. Наука как феномен культуры / А.С. Кравец. Воронеж : Истоки, 1998. 91 с. 116. Кравец А.С. Структура смысла: от слова к предложению / А.С. Кравец // Вести. Воронеж, гос. ун-та. Сер. 1, Гуманит. науки. Воронеж, 2001. -№ 1.-С . 60-84. 117. Кравец А.С. Жесткий десигнатор / А.С. Кравец // Вести. Воронеж, гос. ун-та. Сер. 1, Гуманит. науки. Воронеж, 2001.№ 2. С. 95-128. 118. Кристева Ю. Душа и образ / Ю. Кристева // Интенциональность и текстуальность : Философская мысль Франции XX в. Томск : Водолей, 1998. С.253-277. 119. Кром М.М. Антропологический подход к изучению русского средневековья (заметки о новом направлении в американской историографии) / М.М. Кром // Отечественная история. 1999. № 6. С. 90-106. 120. «Круглый стол» журналов «Вопросы философии» и «Науковедение», посвященный обсуждению книги В.С. Степина «Теоретическое знание» // Вопр. философии. 2001. № 1. С. 3-32. 121. Крымский С.Б. Культурно-экзистенциальные измерения познавательного процесса / С.Б. Крымский // Вопр. философии. 1998. N4. С.40-49. 122. Кубрякова Е.С. Человеческий фактор в языке Язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнович, Л.В. Сахарный. —М. : Наука, 1991. 238 с. 123. Кубрякова Е.С. Язык и знание : На пути получения знаний о языке / Е.С. Кубрякова. М .: Языки славянской культуры, 2004. 560 с. |