1 Э. Кассирера выдвигается целый ряд интереснейших идей, существенно повлиявших на осмысление проблемы реальности в философском споре XX ь века. Во-первых, отмечая недостаточность кантовской эпистемологии в связи с ее преимущественной ориентацией на сферу «наук о природе», Э. Кассирер предлагает дополнить ее философскими размышлениями о статусе, специфике и методологии «наук о духе». Во-вторых, рассмотрение науки в общекультурном контексте, согласно Э. Кассиреру, предполагает включение * эпистемологии в философию культуры. Стоит отметить, что его идеи переживают второе рождение в современной философии и гуманитарных науках, а его посыл не только, не утратил своего значения, но и, как нам представляется, до сих пор не получил своей адекватной реализации. Таким, образом, проблема реальности в неокантианстве приобретает, 4 прежде всего, эпистемологическое звучание, предполагающее переключениеV 4 исследования в сферу мышления и познавательной деятельности человека. Единство реальности обеспечивается трансцендентальным единством форм мышления, которые и определяют ее упорядоченность и структурированность. В XX веке философские исследования проблемы реальности происходили в нескольких направлениях. В аналитической традиции а постановка и решение этой проблемы связываются, прежде всего, с анализом языка. В споре философской классики, где язык являлся лишь, средством формирования суждений о реальности, проблема соответствия языка и мира просто не осознавалась как таковая, а понятия референции, репрезентации и корреспонденции представлялись применительно к проблеме реальности I самоочевидными. Именно в рамках философии возникла принципиально новая постановка вопроса» о выявлении связи языка с реальностью, с тем, «о чем говорится в языке». Так, например, в исследованиях Г. Кюнга формулируется логико-методологическая программа языкового «минимализма», связанная с 1 См.: Кассирер Э. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции. СПб., 1912. |
Проблема выявления и описания механизмов конституирования реальности в познавательных актах получает свое развитие в неокантианстве. При этом изначальный кантовский посыл получает более отчетливое и «резкое» выражение. Представители неокантианства упрекают Канта в том, что «он отдал дань докритическому реализму и психологизму, и как раз это подлежит ревизии. Напротив, согласно неокантианской экспликации, мышлению не предшествует никакая независимая данность. Данное больше не определение мышления, а наоборот, мышление определяет нечто как данность. Тем самым, мышление со своими законами предшествует в трансцендентально-логическом смысле и субъекту с его сознанием. Познавание следует эксплицировать без моментов фактической 201 субъективности, теория познания может обойтись без теории субъекта» . В философии символических форм Э. Кассирера выдвигается целый ряд интереснейших идей, существенно повлиявших на осмысление проблемы реальности в философском дискурсе XX века. Во-первых, отмечая недостаточность кантовской эпистемологии в связи с ее преимущественной ориентацией на сферу «наук о природе», Кассирер предлагает дополнить ее философскими размышлениями о статусе, специфике и методологии «наук о духе». Во-вторых, рассмотрение науки в общекультурном контексте, согласно Кассиреру, предполагает включение эпистемологии в философию культуры. Стоит отметить, что идеи Кассирера переживают второе рождение в современной философии и гуманитарных науках, а его посыл не только не утратил своего значения, но и, как нам представляется, до сих пор не получил своей адекватной реализации. Таким образом, проблема реальности в неокантианстве приобретает, прежде всего, эпистемологическое звучание, предполагающее перенесение центра исследования в сферу мышления и познавательной деятельности человека. Единство реальности обеспечивается трансцендендентальным 201 Гетманы К.Ф. От сознания к действию : Прагматич. тенденции в нем. философии первых десятилетий XX в. / К.Ф. Гетманы // Логос. 1999. № 1. С. 23. единством форм мышления, которые и определяют ее упорядоченность и структурированность. В XX веке философские исследования проблемы реальности происходили в нескольких направлениях. В аналитической традиции постановка и решение этой проблемы связывается именно с анализом языка. В дискурсе философской классики, где язык являлся лишь средством формирования суждений о реальности, проблема соответствия (несоответствия) языка и мира просто не осознавалась как проблема, а понятия референции, репрезентации и корреспонденции представлялись применительно к проблеме реальности самоочевидными. Именно в рамках аналитической философии возникла принципиально новая постановка вопроса о выявлении связи языка с реальностью, с тем, «о чем говорится в языке». Так, например, в исследованиях Б. Рассела формулируется логикометодологическая программа языкового «минимализма», связанная с убеждением философа в том, что «разные языковые системы в своей функции отображения принимают различное количество допущений о структуре реальности (курсив наш Е.И.). Языки (как и людей) можно различать на том основании, какие метафизические предположения с ними ОАО связаны» . Следовательно, в философских изысканиях необходимо придерживаться такого языка, который основан на минимальном числе предположений о структуре реальности и вследствие этого является наименее «метафизичным». С одной стороны, в аналитической традиции проблема реальности приобретает новое «лингвистическое» измерение, связывающее языковые реалии и эпистемологические установки и их реализацию в познавательных, коммуникативных и социальных актах. С другой стороны, аналитическая философия обращается к анализу «скрывающихся» за языковым описанием различных типов реальности, а также потенциальной возможности конструирования этих реальностей посредством выбора тех или иных 202 Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка / Г. Кюнг. М .: ДИК, 1999. С. 61. |