Проверяемый текст
Традиционная и современная технология: (филос.-методол. анализ). – М., 1998.
[стр. 53]

53 ряда самостоятельных новых задач: описание «логики» и закономерностей анализ этом и сменяющих друг друга восприятии и других ощущении, анализ изменения подобных восприятий и ощущений, с одной стороны, под влиянием развития «сюжета» (то есть протекания событий в имитируемой<реальности), с другой в результате действий самого человека, наконец, разработка и проектирование технических устройств, позволяющих создать все соответствующие условия, обеспечивающие указанные здесь процессы.
Если * бы* к этому времени в рамках современной технологии не был
бы достигнут определенный уровень развития, не сложились бы определенныеО* технологические решения, например, технологии создания компактных дисплеев, передачи информации, кибернетического контроля за параметрами меняющихся ситуации;, создания компьютерных программ определенного класса и ряд других, то замысел создания виртуальных реальностей реализовать было бы невозможно.
Другими словами, замысел создания' виртуальных реальностей располагался, так сказать, в зоне «ближайшего1технологического
развития».
Для определенных новшеств такой зоной можно назвать те технологические условия и уровень технологического развития, которые позволяют в рамках существующей технологии эти новшества создать.
Хотя в научно-фантастической литературе идея «виртуальной реальности» появилась еще в начале 60-х годов
XX века, с точки зрения развития технологии того времени, «виртуальные реальности» созданы быть не могли, то есть этот замысел находился вне зоны ближайшего технологического развития.
В‘середине
70-х начале 80-х годов XX века ситуация изменилась.
Одним из признаков • того, что данное новшество уже оказалось в зоне ближайшего технологического развития, выступает возможность реализовать относительно сформулированной задачи, по меньшей мере, два разных технологических решения.
Нужно также обратить внимание на то, что в состав зоны ближайшего технологического развития входят не только собственно
[стр. 96]

виртуальной реальности, которая появилась в тех же 60-х годах, но сначала не в науке, а в научно-фантастической литературе.
Многие фантасты использовали в то время этот сюжет — погружение человека в созданную техническим путем реальность , которую герой не мог отличить от обычной.
Наконец, еще одна предпосылка — развитие ряда психологических и инженерно-психологических исследований и разработок, в которых анализировались феномены восприятия человека в различных технических системах и средах, а также создавались искусственные условия, которые необходимо было воспроизвести в кибернетических и других технических устройствах, чтобы возникала иллюзия событий обычной реальности.
Указанные предпосылки создали возможность в середине 70-х годов сформулировать уже в технике замысел создания виртуальных реальностей.
Была поставлена задача создания особой технической среды (ВР-систем), в которой бы человек мог не только воспринимать виртуальные события как настоящие и действовать, но чтобы при этом виртуальные образы изменялись бы так, как меняются реальные образы в обычных условиях, если имеют место действия человека.
Важно обратить внимание, что задача сразу ставилась как техническая — создание технического устройства, технической системы, обладающей определенными свойствами.
В отличие от этой, так сказать, технологической постановки вопроса, инженерный замысел обычно формулируется применительно к уровню явлений природы, а именно как можно использовать и технически реализовать то или иное природное явление, эффект.
Реализация замысла создания виртуальных реальностей в свою очередь потребовала решения ряда самостоятельных новых задач: описание «логики» и закономерностей человеческого поведения в искусственных условиях, анализ возникающих при этом и сменяющих друг друга восприятий и других ощущений, анализ изменения подобных восприятий и ощущений, с одной стороны, под влиянием развития «сюжета» (то есть протекания событий в имитируемой реальности), с другой — в результате действий самого человека, наконец, разработка и проектирование технических устройств, позволяющих создать все соответствующие условия, обеспечивающие указанные здесь процессы.
Если бы к этому времени в рамках современной технологии не был достигнут определенный уровень развития, не сложились бы определенные технологические решения, например, технологии создания компактных дисплеев, передачи информации, кибернетического контроля за параметрами меняющихся
ситуаций, создания компьютерных программ определенного класса и ряд других, то замысел создания виртуальных реальностей реализовать было бы невозможно.
Другими словами, замысел создания виртуальных реальностей располагался, так сказать, в зоне «ближайшего
технологического развития».
Для определенных новшеств такой зоной можно назвать те технологические условия и уровень технологического развития, которые позволяют в рамках существующей технологии эти новшества создать.
Хотя в научнофантастической литературе идея виртуальной реальности появилась еще в начале 60х годов,
с точки зрения развития технологии того времени виртуальные реальности созданы быть не могли, то есть этот замысел находился вне зоны ближайшего технологического развития.
В
середине 70-х — начале 80-х годов ситуация изменилась.
Одним из признаков того, что данное новшество уже оказалось в зоне ближайшего технологического развития, выступает возможность реализовать относительно сформулированной задачи по меньшей мере два разных технологических решения.
Например, в рамках технологии виртуальных реальностей сегодня существуют два разных решения перчаток пользователя: одно на основе датчиков и передачи информации с помощью стекловолоконного кабеля и второе, где дорогой стекловолоконный кабель заменяется проводящими чернилами, которые

[стр.,97]

наносятся на специальную пластмассовую основу (майлар) [9, с.
47-48].
Нужно также обратить внимание на то, что в состав зоны ближайшего технологического развития входят не только собственно
технологические условия в узком понимании, но и такие технологические аспекты, как социальные институты, ценности человека, семиотические и интеллектуальные предпосылки (например, как в данном случае, научно-фантастическая литература и кибернетика).
Какие же проблемы сегодня обсуждаются относительно виртуальных реальностей? В июне 1995 г.
проходила одна из первых в нашей стране конференций, посвященных виртуальным реальностям [11; 4].
Выступления участников этой конференции показали, что уже сейчас на начальной стадии формирования нового направления сложились несколько разных пониманий и трактовок виртуальной реальности.
Одни докладчики, прежде всего разработчики компьютерных программ и технического обеспечения, трактовали виртуальные реальности как сложные технические системы, то есть относили их к физической или технической реальности.
Предельным вариантом подобного подхода являлись взгляды М.Б.Игнатьева, предлагавшего даже обычный мир рассматривать в качестве модели «внутри гипотетической сверхмашины».
«Такую точку зрения, — пишет М.Игнатьев, — можно назвать компьютеризмом в отличие от физикализма» [1, с.
7].
Второе понимание виртуальных реальностей наиболее отчетливо выразил А.В.Петров.
Он предложил рассматривать их как состоящие их двух подсистем — физической и нефизической.
«Среди измерений, — пишет А.Петров, — определяющих свойства и характеристики представляемых в ВР объектов и систем, одни параметры носят абстрактный (виртуальный) характер, другие — физический (реальный)» [6, с.
8].
Третий, пожалуй наиболее распространенный, подход можно назвать системномеждисциплинарным.
Например, В.Б.Тарасов пишет следующее: «Разработка современных систем виртуальной реальности требует интеграции парадигм, подходов, методов и средств, используемых в компьютерной науке, искусственном интеллекте, робототехнике, синергетике, психологии и эргономике.
Это предполагает применение системного (функционально-структурного) подхода к строительству интеллектуального интерфейса человека с виртуальным пространством, а также широкое использование психологических (по Пиаже) и психофизических (по Кликсу) моделей, обращение к неклассическим (псевдофизическим) логикам и качественной (наивная) физике» [10, с.
24].
Ряд исследователей на конференции предлагали рассматривать виртуальные реальности просто как один из видов реальностей; чаще всего эти исследователи обсуждали психологические виртуальные реальности.
Наиболее последовательно эту точку зрения выразил Н.А.Носов.
«Понятие виртуальной реальности, — пишет он, — в его общем виде приложимо ко всем видам реальности и физической, и технической, и психологической и т.д., — поскольку в широком контексте, а именно, как философская категория, — категория виртуальности предлагает единую онтологическую парадигму не только для естественных и технических дисциплин, но и для гуманитарных» [5, с.
23].
Как сведение виртуальных реальностей к компьютерным реальностям, так и трактовка всех реальностей как виртуальных нам кажутся неверными с методологической точки зрения.
В первом случае исчезают все психологические измерения, без учета и научного описания которых невозможно разработать виртуальные реальности.
Во втором остается в тени то, что виртуальные реальности создаются на основе компьютерных технологий и специальной техники.
Поэтому более верным можно считать определение виртуальной реальности, которое дал на конференции С.Э.Ласточкин.
«Термин «виртуальная реальность» (ВР) — «возможная» или «вероятная реальность» — ныне используется для обозначения

[Back]