Проверяемый текст
Традиционная и современная технология: (филос.-методол. анализ). – М., 1998.
[стр. 54]

г 54 технологические условия в узком понимании, но и такие технологические аспекты, как социальные институты, ценности человека, семиотические и * интеллектуальные предпосылки научно-фантастическая литература и 1 кибернетика.
В июне 1995 года проходила одна из первых в России конференций; посвященных «виртуальным реальностям».
Выступления участников этой конференции показали, что
на начальной стадии формирования нового направления сложились несколько разных пониманий и трактовок «виртуальной реальности».
Одни докладчики, прежде всего разработчики компьютерных программ и технического обеспечения, трактовали «виртуальные реальности» как сложные технические системы, то ( есть относили их к физической или технической реальности.
Предельным вариантом подобного подхода являлись взгляды М.Б.
Игнатьева, предлагавшего даже обычный мир рассматривать в качестве модели «внутри гипотетической сверхмашины».

Второе понимание виртуальных реальностей наиболее отчетливо выразил А.В.
Петров: Он предложил рассматривать их как состоящие их двух подсистем физической и нефизической.
«Среди
у измерений, пишет А.В Петров, определяющих свойства и характеристики, представляемых в ВР объектов и систем, одни параметры носят абстрактный (виртуальный) характер, другие —физический (реальный)» .
Третий, пожалуй, наиболее распространенный, подход можно назвать
системног1 4Г 4г междисциплинарным.
Например, В.Б.
Тарасов пишет следующее: «Разработка современных систем виртуальной реальности требует интеграции парадигм, подходов, методов и средств, используемых в компьютерной науке, искусственном интеллекте, робототехнике, синергетике, психологии и эргономике.
Это предполагает применение системного (функциональноструктурного) подхода к строительству интеллектуального интерфейса *
1 реальности некоторых специфических факторов окружающей среды // Технология виртуальной реальности / Отв.
ред.
Н.Л.
Носов.
М., 1995.
С.
60.
[стр. 97]

наносятся на специальную пластмассовую основу (майлар) [9, с.
47-48].
Нужно также обратить внимание на то, что в состав зоны ближайшего технологического развития входят не только собственно технологические условия в узком понимании, но и такие технологические аспекты, как социальные институты, ценности человека, семиотические и интеллектуальные предпосылки (например, как в данном случае, научно-фантастическая литература и кибернетика).
Какие же проблемы сегодня обсуждаются относительно виртуальных реальностей? В июне 1995 г.
проходила одна из первых в нашей стране конференций, посвященных виртуальным реальностям [11; 4].
Выступления участников этой конференции показали, что
уже сейчас на начальной стадии формирования нового направления сложились несколько разных пониманий и трактовок виртуальной реальности.
Одни докладчики, прежде всего разработчики компьютерных программ и технического обеспечения, трактовали виртуальные реальности как сложные технические системы, то есть относили их к физической или технической реальности.
Предельным вариантом подобного подхода являлись взгляды М.Б.Игнатьева, предлагавшего даже обычный мир рассматривать в качестве модели «внутри гипотетической сверхмашины».

«Такую точку зрения, — пишет М.Игнатьев, — можно назвать компьютеризмом в отличие от физикализма» [1, с.
7].
Второе понимание виртуальных реальностей наиболее отчетливо выразил А.В.Петров.
Он предложил рассматривать их как состоящие их двух подсистем — физической и нефизической.
«Среди
измерений, — пишет А.Петров, — определяющих свойства и характеристики представляемых в ВР объектов и систем, одни параметры носят абстрактный (виртуальный) характер, другие — физический (реальный)» [6, с.
8].
Третий, пожалуй наиболее распространенный, подход можно назвать
системномеждисциплинарным.
Например, В.Б.Тарасов пишет следующее: «Разработка современных систем виртуальной реальности требует интеграции парадигм, подходов, методов и средств, используемых в компьютерной науке, искусственном интеллекте, робототехнике, синергетике, психологии и эргономике.
Это предполагает применение системного (функционально-структурного) подхода к строительству интеллектуального интерфейса
человека с виртуальным пространством, а также широкое использование психологических (по Пиаже) и психофизических (по Кликсу) моделей, обращение к неклассическим (псевдофизическим) логикам и качественной (наивная) физике» [10, с.
24].
Ряд исследователей на конференции предлагали рассматривать виртуальные реальности просто как один из видов реальностей; чаще всего эти исследователи обсуждали психологические виртуальные реальности.
Наиболее последовательно эту точку зрения выразил Н.А.Носов.
«Понятие виртуальной реальности, — пишет он, — в его общем виде приложимо ко всем видам реальности и физической, и технической, и психологической и т.д., — поскольку в широком контексте, а именно, как философская категория, — категория виртуальности предлагает единую онтологическую парадигму не только для естественных и технических дисциплин, но и для гуманитарных» [5, с.
23].
Как сведение виртуальных реальностей к компьютерным реальностям, так и трактовка всех реальностей как виртуальных нам кажутся неверными с методологической точки зрения.
В первом случае исчезают все психологические измерения, без учета и научного описания которых невозможно разработать виртуальные реальности.
Во втором остается в тени то, что виртуальные реальности создаются на основе компьютерных технологий и специальной техники.
Поэтому более верным можно считать определение виртуальной реальности, которое дал на конференции С.Э.Ласточкин.
«Термин «виртуальная реальность» (ВР) — «возможная» или «вероятная реальность» — ныне используется для обозначения

[Back]