Проверяемый текст
Чистова, Нина Ивановна. Признание недопустимыми доказательств, полученных на предварительном следствии (Диссертация 2006)
[стр. 71]

71 торым эксперт не подписал акт экспертизы, ни органами следствия, ни судом не выяснялись.1 В правило оценки допустимости доказательств с точки зрения надлежащего порядка проведения процессуальных действий, используемых как средство получения доказательств, включается так же требование о том, чтобы полученные сведения были закреплены в предусмотренных законом актах.
Основной формой закрепления получаемых сведений является протокол, который должен соответствовать установленной УПК РФ форме бланков процессуальных документов и должен содержать все необходимые реквизиты: указание на разъяснение участникам их прав, обязанностей, ответственности; описание следственного действия; подписи участников.
В науке уголовного процесса порядок определения допустимости доказательств принято связывать с «соответствующей оценкой доказательств».2 Вместе с тем, необходимо учитывать правовой характер установления правильности соблюдения требований уголовно-процессуального закона о субъектах, источниках, способах и порядке получения доказательств.
Как отмечает Г.М.
Резник, «при определении допустимости имеет место подведение признаков, характеризующих процессуальную форму доказательства, под нормы уголовно-процессуального права, то есть вопрос разрешается путём применения права к факту, а не по внутреннему убеждению субъекта».3 На самом деле, как отмечают некоторые процессуалисты, «внутреннее убеждение является категорий психологического, субъективного характера.
Поэтому использование внутреннего убеждения в ходе оценки допустимости доказательств, то есть, в ходе определения правильности применения норм уголовно-процессуального закона, не совсем соответствует содержанию дан1 Бюллетень Верховного Суда РФ.
2000.
№8.
С.
14.

2 Белкин Р.С.
Собирание, исследование и оценка доказательств.

Сущность и методы.
М., 1966.
С.66-67; Карнеева Л.М.
Доказательства в советском уголовном процессе.

Волгоград, 1988.-С.46, и др.
3 Резник Г.М.
Внутреннее убеждение при оценке доказательств.
М.,
1977.
С.
19.
[стр. 38]

симость к делу, связи доказательств между собой, возможности использования в процессе дальнейшего судебного исследования.
Так как оценка доказательств есть деятельность мыслительная, она осуществляется на протяжении всего процесса доказывания, «пронизывает» его52.
В этом случае говорят о текущей оценке доказательств.
Действительно, не думая, не мысля, человек не может совершать никаких действий (кроме чисто автоматических).
Поэтому, например следователь в ходе осмотра места происшествия оценивает обстановку, анализирует увиденное и определяет направление дальнейших действий33.
Трактовка оценки как мыслительной деятельности является в литературе общепризнанной34.
Однако имеются существенные разногласия в определении ее предмета, то есть того, что подлежит оценке.
Разные авторы делают акцент на различных свойствах доказательств.
Не подвергая анализу в данной работе подробно различные позиции, отметим лишь, что наиболее приемлемой видится точка зрения большинства ученых, которые, как и законодатель, включают в понятие оценки доказательств определение таких свойств доказательств, как относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства и достаточность их в совокупности53.
При отсутствии хотя бы одного из этих, указанных в ч.
1 ст.
88 УПК, юридических свойств информация по уголовному делу не приобретет значения доказательства и не может использоваться в этом качестве.
Результаты процессуальной оценки сведений должны быть закреплены в процессуальных актах-решениях, т.е.
обрести уголовно-процессуальную форму.
Именно эти л См.: Арсеньев В.Д.
Основы теории доказательств в советском уголовном процессе.
Иркутск, 1970.
-С.
4344; Белкин Р.С.
Собирание, исследование и оценка доказательств.

М., 1966.
С.
67.
53 См.: Орлов Ю.К.
Указ.соч.
С.
79.
54 См.: Резник Г.М.
Внутреннее убеждение при оценке доказательств.
М.:
«Юрид.лит.», 1977.
С.
3; Орлов Ю.К.
Указ.
соч.
С.
78-79; Курс советского уголовного процесса.
Общая часть / Под ред.
А.Д.
Бойкова, И.И.
Карпеца.
М.: «Юрид.лит.», 1989.
С.614; Белкин Р.С.
Собирание , исследование и оценка доказательств.
Сущность и методы.
М.: Изд-во «Наука», 1966.
С.
65; Арсеньев В.Д.
Основы теории доказательств в советском уголовном процессе.
Иркутск, 1970.
С.43; Белкин А.Р.
Теория доказывания.
Научно-методическое пособие.
М.: Издательство НОРМА, 1999.
С.
189; Смирнов А.В., Калиновский К.Б.
Уголовный процесс: Учебник для вузов /2-е изд.
Под общ.
ред.
А.В.
Смирнова.
СПб.: Питер, 2005.
С.
217; Уголовный процесс / Под ред.
В.П.
Божьева.
3-е изд., испр.
и доп.
М.: Спарк, 2002.
С.
177; Лупинская П.А.
Элементы доказательственной деятельности // Уголовнопроцессуальное право Российской Федерации: Учебник /Отв.ред.
П.А.
Лупинская.
М.: Юристъ, 2004.
С.257; Рыжаков А.П Уголовный процесс: Учебник для вузов.
2-е изд.
.изм.
и доп.
М.: Издательство НОРМА, 2003.
С.229 и др.
55 См.: Петрухин И.Л.
Оценка доказательств // Теория доказательств в советском уголовном процессе.
Отв.
ред.
Н.В.
Жогин, изд.
2-е, испр.
и доп.
М/.
«Юрид.лит.», 1973.
С.428; Смирнов А.В., Калиновский К.Б.
Указ.соч.
С.
218; Уголовный процесс.
Учебник для студентов юридических вузов и факультетов.
/Под ред.
К.Ф.
Гуценко изд.
5-е, перераб.
и доп.
М.: ИКД «Зерцало-М», 2004.
~ С.
225; Рыжаков А.П.
Указ.соч.
С.229; Уголовный процесс / Под ред.
В.П.
Божьева.
3-е изд., испр.
и доп.
М.: Спарк, 2002.
С.
95; Михайловская И.Б.
Оценка доказательств // Уголовный процесс: Учебник / Под ред.
И.Л.
Петрухина.
М., 2001.
С.
165-166 и др.
38

[стр.,60]

телем К.
Причиной принятия такого решения послужило то, что «следствие имело реальную возможность предъявить свидетелю самого обвиняемого, а не его фотографию, тем самым нарушены требования ст.
193 УПК»11;>.
В кассационном определении по делу П.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ указала на недопустимость в качестве доказательства заключения экспертапсихиатра, так как в этом заключении не было его подписи и данных о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по ст.
307 УК РФ задачу заведомо ложного заключения, а причины, по которым эксперт не подписал акт экспертизы, ни органами следствия, ни судом не выяснялись116.
Чтобы претендовать на допустимость, доказательство должно быть закреплено в актах, предусмотренных законом.
В настоящее время существует несколько форм закрепления доказательств: письменная (протокол), образная (фото и видеоизображение), предметная (слепки, оттиски), звуковая (звукозапись) и др.
Важно, чтобы, например, письменный документ соответствовал установленной законом форме бланков процессуальных документов (ст.
476 УПК) и содержал все необходимые реквизиты: указание на разъяснение участникам их прав, обязанностей, ответственности; описание следственного действия; подписи участников.
Характер этих требований зависит от особенностей документа.
Причина отнесения к условиям допустимости доказательств необходимости обеспечения прав и законных интересов участников уголовного процесса с одной стороны, и надлежащего порядка процессуального действия с другой, обусловлена, прежде всего, целями, которые преследует законодатель, требуя их исполнения.
Предусмотренные законом права участников процесса определяют границы дозволенного вмешательства в личную жизнь граждан и способы защиты ими своих интересов.
Надлежащий порядок производства процессуального действия призван обеспечить в первую очередь достоверность получаемых сведений.
К числу требований, предъявляемых к данному условию допустимости доказательств Н.М.
Кипнис, например, также относит: запрещение домогаться показаний путем насилия, угроз или иных незаконных мер; обеспечение права на защиту, на неприкосновенность жилища, частной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров, 115Уголовное дело № 1-16/04 // Архив Ленинского районного суда г.
Краснодара.
116 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ.
-2000.
№8.
С.
14.

60

[стр.,173]

имеет место подведение признаков, характеризующих процессуальную форму доказательства, под нормы уголовно-процессуального права, то есть вопрос разрешается путем применения права к факту, а не по внутреннему убеждению субъекта»314.
Следовательно, внутреннее убеждение при оценке допустимости выражается в убеждении о правильности применения норм закона.
Так как такая оценка носит правовой характер, это влечет за собой важные практические выводы.
Если вышестоящий суд, исходя из принципа внутреннего убеждения, при отмене приговора и направлении дела на новое судебное разбирательство не вправе решать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществах одних доказательств перед другими (ч.
2 ст.
386 УПК), то по вопросу о допустимости доказательств его указания носят обязательный характер для нижестоящего суда.
В кассационном определении суд обязан отразить свое решение по жалобе или представлению и мотивы принятого решения (п.
6,7 ч.
1 ст.
388 УПК).
А значит, если подана кассационная жалоба или представление на несправедливость приговора или иного судебного решения, связанного с тем, что оно было основано на недопустимых доказательствах, вышестоящий суд должен рассмотреть приведенные стороной доводы и принять решение.
Указывая на нарушение процессуальной формы доказательств, вышестоящий суд не входит в доказанность фактов, которые были установлены в приговоре или отвергнуты им, а констатирует незаконность источника или правил получения положенных в основу приговора сведений.
Такие указания основываются на четких, определенных требованиях закона, предъявляемых к процессуальной форме доказательств, они относятся к правовым вопросам, поэтому подлежат неуклонному исполнению судом первой 315 инстанции .
За пределами той части, с какой уголовно-процессуальные нормы устанавливают безусловную недопустимость полученных с нарушением закона сведений, оценка допустимости утрачивает самостоятельный характер и становится составной частью более общего вопроса о достоверности доказательств, решаемого по внутреннему убеждению судьи.
Обычно в таких случаях управомоченные субъекты вначале констатируют нарушение норм уголовно-процессуального закона, а затем по своему убеждению 314 Резник ГМ.
Внутреннее убеждение при оценке доказательств.
М.:
Юрид.лит., 1977.С.
19.
3,5 См.: Резник ГМ.
Указ.соч.
С.
21.
173

[Back]