Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 104]

104 отношений не пересекается с позитивным правом и остается «вне его прямого действия»127, в этой области шариат и закон разделены.
Проблема «столкновения» шариата и позитивного права возникает в области взаимоотношений, которые могут быть урегулированы ими параллельно и синхронно.
Урегулирование отношений, по сути, на основе шариата, не выходящего за правовые рамки, в русле диспозитивного предписания закона с позиций действующего права является примером реализации его норм.
С позиций шариата это может осмысливаться как «следование» его положениям.
С точки зрения позитивного
нрава можно говорить о «правовом шариате», т.е.
о его нормах, допускаемых законом.
Этот шариатский взгляд на действующее позитивное право, по мнению Л.Р.
Сюкияйнена, очень важен при определении той роли, которую мусульманскоправовая культура может сыграть в России в
целом128.
Опыт развития государственности и правовых систем России показал, что шариат и адат действуют в качестве санкционированного права только в пределах, отводимых им официальным законодательством и публичным порядком.
Проблема формального признания норм мусульманского и адатского права на современном Северном Кавказе вытекает, как в XIX и XX вв., из поиска рационалистической конструкции взаимоотношения между позитивным правом, шариатом и адатом.
Функциональный характер взаимосвязи адатского, мусульманского права и отечественного государства в XIX начале XX вв., описанный выше, выражается в том, что адат и шариат предстают не как отдельные фрагменты правовой действительности, а в «сплаве» с российской правовой системой.
В такого рода блоке как раз и обнаруживается особая, во многом уникальная логика, в которой адат, шариат и позитивное право находятся в таких соотношениях, которые призваны закономерно «превращать» право мусульман в реальность, причем в такую, в которой реализуется достоинства адатской и
127 Скжияйнен Л.Р.
Указ.
раб.
С.
36.
128 Скжияйнен Л.Р.
Указ.
раб.
С.
38.
[стр. 147]

147 организаций, а также законодательных инициатив в этой сфере152 153.
Осмысление адатского и мусульманского права, основанное на видении их интеллектуальной и социальной значимости в недавнем прошлом, представляется особо существенной для понимания новейшей логики адата и шариата.
Л.Р.
Сюкияйнен отмечает «существенную слабость» современных подходов к определению соотношения шариата с действующим законодательством.
Она заключается в том, что не осмысливается разница между двумя принципиально непохожими понятиями «следованием шариату» мусульман (подчинением своего поведения его предписаниям) и «претворением шариата», которое трактуется как м 153 включение положении шариата в государственную правовую систему .
Шариат и позитивное право — это разные системы социальнонормативного регулирования.
В мусульманском праве, по мнению Р.
Давида, нет регламентации некоторых институтов, которые сегодня необходимы154.
Вместе с тем, «следование шариату» в сфере религиозных и мирских (светских) отношений не пересекается с позитивным правом и остается «вне его прямого действия»155, в этой области шариат и закон разделены.
Проблема «столкновения» шариата и позитивного права возникает в области взаимоотношений, которые могут быть урегулированы ими параллельно и синхронно.
Урегулирование отношений, по сути, на основе шариата, не выходящего за правовые рамки, в русле диспозитивного предписания закона с позиций действующего права является примером реализации его норм.
С позиций шариата это может осмысливаться как «следование» его положениям.
С точки зрения позитивного
права можно 152 Сюкияйнен Л.Р.
Найдется ли место шариату в российской правовой системе? / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.
М., 2001.
С 28-29.
153 Сюкияйнен Л.Р.
Найдется ли место шариату в российской правовой системе? / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри.
М., 2001.
С.
33.
154 Давид Р., Шоффре-Спинози К.
основные правовые системы современности.
М., 1999.
С.
317.
155 Сюкияйнен Л.Р.
Указ.
раб.
С.
36.


[стр.,148]

148 говорить о «правовом шариате», т.е.
о его нормах, допускаемых законом.
Этот шариатский взгляд на действующее позитивное право, по мнению Л.Р.
Сюкияйнена, очень важен при определении той роли, которую мусульманско-правовая культура может сыграть в России в
целом156.
Опыт развития государственности и правовых систем России показал, что шариат и адат действуют в качестве санкционированного права только в пределах, отводимых им официальным законодательством и публичным порядком.
Проблема формального признания норм мусульманского и адатского права на современном Северном Кавказе вытекает, как в XIX и XX вв., из поиска рационалистической конструкции взаимоотношения между позитивным правом, шариатом и адатом.
Функциональный характер взаимосвязи адатского, мусульманского права и отечественного государства в XIX начале XX вв., описанный выше, выражается в том, что адат и шариат предстают не как отдельные фрагменты правовой действительности, а в «сплаве» с российской правовой системой.
В такого рода блоке как раз и обнаруживается особая, во многом уникальная логика, в которой адат, шариат и позитивное право находятся в таких соотношениях, которые призваны закономерно «превращать» право мусульман в реальность, причем в такую, в которой реализуется достоинства адатской и
шариатской юридической формы, их способность обеспечить определенность отношений.
В современном процессе динамики российской правовой системы важно не просто констатировать существование на Северном Кавказе неофициальной модели шариатского правового регулирования.
В этой проблеме проступает самое основательное в адате и шариате их историческая преемственность в этническом мусульманском социуме.
Сложные построения в современном праве, его политизированность, «отход от культурной сущности правовой системы», «утрата им черт этнической, 154 154 Сюкияйнен Л.Р.
Указ.
раб.
С.
38.

[Back]