Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 106]

106 социальную свободу, характерную для либеральных цивилизаций, как воплощающиеся в правовую действительность на новой стадии отечественной истории преемственные правовые начала.
С юридической стороны адат и шариат, не обладая в настоящее время институционной значимостью, имеют неформальный, «недозволительный» характер правового регулирования, властные структуры в настоящее время, по устоявшемуся мнению, «не в состоянии посмотреть на шариат с
последовательно юридических позиций и обнаружить в нем правовое начало, которому может найтись место в 132 российской правовой системе .
В качестве аргументов против признания шариата, как социально-нормативного феномена, и регулирующей роли норм мусульманского и адатского права выдвигаются: противоречие шариата Конституции страны и невозможность интеграции в рамках национальной правовой системы составных частей различных правовых культур европейской и исламской.
Вместе с тем, у многих ученых (Г.В.
Мальцев, Л.Р.
Сюкияйнен), сформировалось мнение о том, что требуется переосмысление на базе новейших естественнонаучных, общественных знаний идей естественной справедливости, указывающих на меру и нормы, с которыми должен считаться
человек132 133.
Следует принимать во внимание, что определенная часть шариата, которая, как было отмечено, может быть названа мусульманским правом, «имеет правовой, юридический характер..., обращение к этой стороне шариата имеет своей целью использование позитивного опыта другой позитивной
системы»134.
Такие доводы юридического свойства встречают возражения, основанные на общих идейно-политических и психологических факторах, препятствующие объективной оценке перспектив адатского и мусульманского права в России и, в частности, на Северном Кавказе.
Однако они не учитывают того обстоятельства, что адат и шариат
132 Сюкияйнен Л.Р.
Найдется ли шариату...
С.
43.
153 Мальцев Г.В.
Новое мышление и современная философия прав человека / Права человека
Б истории человечества и в современном мире.
М., 1988.
С.35.

134 Сюкияйнен Л.Р.
Указ.
раб.
С.40.
[стр. 149]

149 ~ ~ 157 религиозной и моральной определенности» ведут к негативным последствиям.
Как отмечают Г.В.
Мальцев и Д.Ю.
Шапсугов, «платой за это является обезличивание правовых систем в национальном, религиозном, нравственном отношениях: потеря многих сущностных и глубоких качеств, которые право всегда получало от общества и его структур и которые в комплексе составляют его этнокультурное своеобразие, сплав исторически глубоко укоренившихся традиций»158.
Адат и шариат на Северном Кавказе являются постоянным фактором правового развития общества, «неотъемлемым компонентом жизни соответствующего народа и включенных в него сообществ»159.
В этом плане юридические структуры, выражающие субъективные права мусульман, остаются значимыми, нередко доминирующими в жизни общества.
Данная проблема влечет за собой другой, особенно важный вопрос: возможно ли в отношении адатских и шариатских процедур говорить об альтернативном праве и правосудии, отличным от публичного правосудия? Неформальное использование и соблюдение шариата в северокавказских мусульманских сообществах является не только прямым выражением расширяющегося «разрыва» между современным правом и этноправовой культурой.
Этот процесс можно осмыслить также и как расширяющуюся социальную свободу, характерную для либеральных цивилизаций, как воплощающиеся в правовую действительность на новой стадии отечественной истории преемственные правовые начала.
С юридической стороны адат и шариат, не обладая в настоящее время институционной значимостью, имеют неформальный, «недозволительный» характер правового регулирования, властные структуры в настоящее время, по устоявшемуся мнению, «не в состоянии посмотреть на шариат с
137 Мальцев Г.В., Шапсугов Д Ю.
Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.З.
138Там же.
С.4.
139Там же.
С.
5.


[стр.,150]

150 последовательно юридических позиций и обнаружить в нем правовое начало, которому может найтись место в российской правовой системе160.
В качестве аргументов против признания шариата, как социально-нормативного феномена, и регулирующей роли норм мусульманского и адатского права выдвигаются: противоречие шариата Конституции страны и невозможность интеграции в рамках национальной правовой системы составных частей различных правовых культур европейской и исламской.
Вместе с тем, у многих ученых (Г.В.
Мальцев, Л.Р.
Сюкияйнен), сформировалось мнение о том, что требуется переосмысление на базе новейших естественнонаучных, общественных знаний идей естественной справедливости, указывающих на меру и нормы, с которыми должен считаться
человек161.
Следует принимать во внимание, что определенная часть шариата, которая, как было отмечено, может быть названа мусульманским правом, «имеет правовой, юридический характер..., обращение к этой стороне шариата имеет своей целью использование позитивного опыта другой позитивной
системы»162.
Такие доводы юридического свойства встречают возражения, основанные на общих идейно-политических и психологических факторах, препятствующие объективной оценке перспектив адатского и мусульманского права в России и, в частности, на Северном Кавказе.
Однако они не учитывают того обстоятельства, что адат и шариат
существуют в аспекте нескольких взаимосвязанных «срезов» социальной действительности.
Первый из них, осмысливаемый с точки зрения их природы, это их особенность как своеобразных, уникальных, преемственных социальных феноменов нормативных образований регуляторов в этническом мусульманском социуме.
160Сюкияйнен Л.Р.
Найдется ли шариату...
С.
43.
161Мальцев Г.В.
Новое мышление и современная философия прав человека / Права человека
к истории человечества и в современном мире.
М., 1988.
С.35.

162Сюкияйнен Л.Р.
Указ.
раб.
С.40.

[Back]