Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 108]

108 Рассмотрение адатского и мусульманского права с указанных позиций позволяет увидеть, что они выступают как система воспроизводства общих условий существования мусульманского сообщества, как феномен культуры народов Северного Кавказа, являющейся средой воспроизводства отношений, регулируемых адатом и шариатом.
В соответствии с теоретическими представлениями всё общество интерпретируется как сложная социальная система, отличающаяся устойчивостью, непрерывностью существования, в которой необходимо наличие особых механизмов, призванных реализовывать и поддерживать устойчивость и непрерывность функционирования в заданных параметрах
общества137.
Под рассматриваемым углом зрения имеются весомые доводы допускать, что шариат в мусульманских сообществах и есть такой комплекс.
Это его предназначение в мусульманском этническом социуме уникально, и, что немаловажно, не имеет политического и идеологического содержания.
По своей сути, оно имеет не столько консервативное значение, «увековечивающее» отживший правовой порядок, сколько позволяет сохранить в жизни людей устойчивые, проверенные временем начала.
В этом смысле признание светским Российским государством таких свойств и «миссии» адата и шариата, как поддержание стабильного и устойчивого развития этнического мусульманского социума, не лишено политико-социальных оснований.
В действительности же регулятивное воздействие адата и шариата ограничено строго определенными направлениями.
Главные из них вытекают из исторического и преемственного их предназначения не «предписывать», не властно направлять поступки людей и устанавливать в обществе консервативные императивные порядки, а быть критерием правомерного поведения, которое должно сохраняться в известных границах.
В оценке властью адата и шариата, как действующих неформальных правовых образований, доминируют негативные тенденции, в этом усматривается
137 Алексеев С.С.
Право.
Опыт комплексного исследования.
М, 1999.
С.315.
[стр. 151]

151 Второй срез, осмысливаемый в плане общесоциальных категорий, это место, роль и предназначение адатского и мусульманского права в процессах развития народов Северного Кавказа, их культуры, менталитета.
Адат и шариат в данном ракурсе имеют глубокий и основательный смысл.
Они являются выражением в мусульманских сообществах нормативных начал, справедливости и морали.
Важно не упускать из поля зрения тот факт, что речь идет, по сути, об одних и тех же социальных феноменах (адате и шариате), которые по-разному повторяются в различных системах общественных отношений на Северном Кавказе в XIX, первой трети и конце XX и начале XXI вв.
Само реальное существование и предназначение адата и шариата в это время вызвано необходимостью нормативного упорядочения отношений, его сердцевиной является определение юридически дозволенного поведения мусульман.
В последнее время, в связи с углубляющейся разработкой общетеоретических, историко-правовых проблем, намечаются новые подходы к освещению мусульманского и адатского права как нормативноценностных регулирующих систем.
Эти подходы основываются на понимании того, что системы правовых норм, проистекавших из традиций, были в большей мере адекватны культурам, их породившим, что эти нормы обладали необычайной живучестью и пластичностью, опираясь на социальные и психологические механизмы социальных групп163.
В том же направлении строятся утверждения о том, что «надо отказаться от всей исламской цивилизации в целом, чтобы полностью ликвидировать юридическую традицию мусульманства»164.
Рассмотрение адатского и мусульманского права с указанных позиций позволяет увидеть, что они выступают как система воспроизводства общих условий существования мусульманского сообщества, как феномен культуры
163 Мальцев Г.В., Шапсугов Д Ю.
Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.4.
164 Давид Р., Шоффрс-Спинози К.Основные правовые системы современности.
М., 1999.
С.
329.


[стр.,152]

152 народов Северного Кавказа, являющейся средой воспроизводства отношений, регулируемых адатом и шариатом.
В соответствии с теоретическими представлениями всё общество интерпретируется как сложная социальная система, отличающаяся устойчивостью, непрерывностью существования, в которой необходимо наличие особых механизмов, призванных реализовывать и поддерживать устойчивость и непрерывность функционирования в заданных параметрах
общества165.
Под рассматриваемым углом зрения имеются весомые доводы допускать, что шариат в мусульманских сообществах и есть такой комплекс.
Это его предназначение в мусульманском этническом социуме уникально, и, что немаловажно, не имеет политического и идеологического содержания.
По своей сути, оно имеет не столько консервативное значение, «увековечивающее» отживший правовой порядок, сколько позволяет сохранить в жизни людей устойчивые, проверенные временем начала.
В этом смысле признание светским Российским государством таких свойств и «миссии» адата и шариата, как поддержание стабильного и устойчивого развития этнического мусульманского социума, не лишено политикосоциальных оснований.
В действительности же регулятивное воздействие адата и шариата ограничено строго определенными направлениями.
Главные из них вытекают из исторического и преемственного их предназначения не «предписывать», не властно направлять поступки людей и устанавливать в обществе консервативные императивные порядки, а быть критерием правомерного поведения, которое должно сохраняться в известных границах.
В оценке властью адата и шариата, как действующих неформальных правовых образований, доминируют негативные тенденции, в этом усматривается
«недооценка» публично-правовой сферы правового регулирования.
Но если 165 Алексеев С.С.
Право.
Опыт комплексного исследования.
М, 1999.
С.315.

[Back]