118 используются параллельно с нравом России как взаимодействующие с ним нормативные подсистемы. У всех народов Северного Кавказа по гражданским и уголовным делам широко применялась клятва или присяга на Коране, как трансцендентальное доказательство. Шариат простирал свою юрисдикцию и на другие виды дел, предлагал себя всем, кто желал ее предпочесть. Вместе с тем, применявшийся на Северном Кавказе шариат не являлся связной, единой интеллектуальноправовой системой, построенной на классических исламских принципах. Шариат в целом религиозное учение, в котором содержатся правовые фрагменты. В отличие от него мусульманское право преимущественно юридический феномен. Взаимодействуя на Северном Кавказе с адатским и российским правом, подвергаясь редактированию и рационализации, оно в течении XIX начала XX вв. трансформировалось в «право кавказских мусульман». Для северокавказских мусульман, как подданных Российской империи, охранение своего права в христианской, православной стране было проявлением государственного благоприятствования. Возникновение нового государства РСФСР, предопределяло и зарождение соответствующего права143. Октябрьская революция 1917 г. породила кризис правовых ценностей и институтов в стране, однако не отвергла адат и шариат на Северном Кавказе. Признание компетенции мусульманского права судов Советским государством выразилась в легализации норм шариата посредством принятия высшими государственными органами автономных республик и областей специальных законодательных актов. Большинство важнейших по своему значению советских актов именуются «Положениями о шариатских судах» той или иной автономии, реже «Постановлениями о адатских и шариатских судах», «Советским декретом о шариатских судах». Принятие юридических актов о сферах действия шариата 143 История отечественного государства и права. М., 2001.4.1. С.92. |
162 аналогичную идею английской Великой хартии вольностей 1215 г. Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать вывод о том, что в XIX в. на Северном Кавказе адатское право является звеном государственной правовой системы и обеспечивает преемственность в правовом развитии северокавказского этнического социума. Середина XIX в. на Северном Кавказе выделяется как период становления феномена юридического плюрализма. Адат и шариат используются параллельно с правом России как взаимодействующие с ним нормативные подсистемы. У всех народов Северного Кавказа по гражданским и уголовным делам широко применялась клятва или присяга на Коране, как трансцендентальное доказательство. Шариат простирал свою юрисдикцию и на другие виды дел, предлагал себя всем, кто желал ее предпочесть. Вместе с тем, применявшийся на Северном Кавказе шариат не являлся связной, единой интеллектуально-правовой системой, построенной на классических исламских принципах. Шариат в целом религиозное учение, в котором содержатся правовые фрагменты. В отличие от него мусульманское право преимущественно юридический феномен. Взаимодействуя на Северном Кавказе с адатским и российским правом, подвергаясь редактированию и рационализации, оно в течении XIX начала XX вв. трансформировалось в «право кавказских мусульман». Для северокавказских мусульман, как подданных Российской империи, охранение своего права в христианской, православной стране было проявлением государственного благоприятствования. Возникновение нового государства РСФСР, предопределяло и зарождение соответствующего права171. Октябрьская революция 1917 г. породила кризис правовых ценностей и институтов в стране, однако не 171 История отечественного государства и права. М., 2001.4.1. С.92. 163 отвергла адат и шариат на Северном Кавказе. Признание компетенции мусульманского права судов Советским государством выразилась в легализации норм шариата посредством принятия высшими государственными органами автономных республик и областей специальных законодательных актов. Большинство важнейших по своему значению советских актов именуются «Положениями о шариатских судах» той или иной автономии, реже «Постановлениями о адатских и шариатских судах», «Советским декретом о шариатских судах». Принятие юридических актов о сферах действия шариата было основным, но не единственным средством его легитимации. Включение шариата в правовую систему РСФСР происходит также на основе издания особого закона, изменявшего или дополнявшего общероссийский законодательный акт. Система шариатских судов в автономиях Северного Кавказа учреждалась «в целях обеспечения интересов и прав трудящихся мусульман». Эта формула закона имеет принципиальное значение «трудящиеся мусульмане» признаются полноправными гражданами РСФСР, тем самым подчеркивается уважение Советским государством шариата. В современном Российском государстве и новой правовой действительности отчетливо проявляется историческая преемственность адата и шариата, как ценностных социальных и правовых феноменов. Они, как и в Х1Х-ХХ вв., являются активным вектором, определяющим формирование и развитие интеллектуальной и духовно-нравственной основы народов Северного Кавказа. Правовая культура в северокавказском этническом мусульманском социуме сочетает адатские, мусульманские и европейские правовые ценности. Адат и мусульманское право, сохраняя достигнутый уровень регулятивных качеств, имеют прикладную, практическую направленность. Однако, современное значение адата и шариата выходит за пределы собственно права и юридической практики. Социально-нормативная |