17 Наиболее ярко элементы традиционной культуры проявляются в институированных взаимоотношениях этноса. Таковыми, например, у адыгов и других народов Северного Кавказа являются институты почитания старших, гостеприимства, уважения к женщине и др. Культурная универсальность таких институтов известна, поскольку они характерны для большинства этносов, но их сохранность и бытование, т. е. их «исконная» традиционность проявляется не у всех одинаково. Сплав древних, архаических форм взаимного обхождения с принципами и нормами поведения, возникающими в ответ на условия феодального общества, неизбежно ведет к формированию характерных для того периода универсалий культуры. В культуре общения адыгских народов много общего не только с традиционной культурой кавказских, других восточных народов, но и с культурой общения древних греков и римлян, с западноевропейским рыцарским этикетом. Коммуникативный быт рассматриваемого нами периода это по преимуществу быт раннефеодального общества со всеми типичными для этой стадии развития принципами, стандартами и атрибутами взаимного обхождения. Анализ коммуникативного поведения адыгов позволяет выделить шесть основных элементов традиционной культуры: 1) благожелательность; 2) скромность и сдержанность; 3) почитание старших; 4) почитание женщин; 5) щедрость и гостеприимство; 6) выразительность и артистизм. Эго генеративные принципы, определяющие не только способ реализации социальных связей и отношений, но и специфику этих связей, способ их существования. Изучая этнос, нельзя не отметить, как нормируется духовно психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормативны. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами. |
или замутненный источник. 88 2.2. Адат как феномен правовой культуры Изучая этнос, нельзя не отметить, как нормируются духовно психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормативны. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т. д. Основываясь на опыте долголетнего наблюдения и изучения особенностей современной северокавказской культуры (которая, напомним, впитала в себя многое от традиционного общества), можно с большой долей достоверности утверждать, что в основе иерархии смысловых значений (т.е. менталитета) кавказцев лежат, основанные на традициях, моральноэтические кодексы, которые задают взаимоувязанные системы смыслов, символов и знаков. Указанные кодексы выступают не только как моральнонравственные императивы, но и несут значительную мировоззренческую нагрузку.70 Традиции выступают как регуляторы типов поведения и как социальная ценность. В традиционных этнических культурах многих народов имеются понятия, определяющие для всех слоев населения морально-этический 10 Источник: Этнопсихологический словарь /Под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого социальный институт, 1999.С. 298. |