18 Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т. д. Основываясь на опыте долголетнего наблюдения и изучения особенностей современной северокавказской культуры (которая, напомним, впитала в себя многое от традиционного общества), можно с большой долей достоверности утверждать, что в основе иерархии смысловых значений (т.е. менталитета) кавказцев лежат, основанные на традициях, морально-этические кодексы, которые задают взаимоувязанные системы смыслов, символов и знаков. Указанные кодексы выступают не только как морально-нравственные императивы, но и несут значительную мировоззренческую нагрузку.9 Традиции выступают как регуляторы типов поведения и как социальная ценность. В традиционных этнических культурах многих народов имеются понятия, определяющие для всех слоев населения морально-этический кодекс (адат), прямо предписывающий строго определенные образцы поступков и складывающихся из них моделей поведения. Термин «адат» арабского происхождения. У горцев есть свои местные названия обычая. У аварцев обычай называется «адатль», «батль», у кумыков «ольгу», чеченцев -«эдиль», «адаль», осетин «арьдау». Термин «адат» несомненно происходит от одного и того же проарийского корня, как и латинское «огс!о»,древнесловянского -«рядь» (наряд, порядъ), а по старым русским памятникам «рядь» означало то же, что и обычай. Об адате упоминается в этнографической, исторической и художественной литературе о Кавказе как о форме обычая. Этнографы, историки и правоведы используют понятие «адат» для характеристики системы 9 Источник: Этнопсихологический словарь./Под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого социальный институт, 1999.С. 298. |
или замутненный источник. 88 2.2. Адат как феномен правовой культуры Изучая этнос, нельзя не отметить, как нормируются духовно психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормативны. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т. д. Основываясь на опыте долголетнего наблюдения и изучения особенностей современной северокавказской культуры (которая, напомним, впитала в себя многое от традиционного общества), можно с большой долей достоверности утверждать, что в основе иерархии смысловых значений (т.е. менталитета) кавказцев лежат, основанные на традициях, моральноэтические кодексы, которые задают взаимоувязанные системы смыслов, символов и знаков. Указанные кодексы выступают не только как моральнонравственные императивы, но и несут значительную мировоззренческую нагрузку.70 Традиции выступают как регуляторы типов поведения и как социальная ценность. В традиционных этнических культурах многих народов имеются понятия, определяющие для всех слоев населения морально-этический 10 Источник: Этнопсихологический словарь /Под ред. В. Г. Крысько. М.: Московский психолого социальный институт, 1999.С. 298. 89 кодекс (адат), прямо предписывающий строго определенные образцы поступков и складывающихся из них моделей поведения. Термин «адат» арабского происхождения. У горцев есть свои местные названия обычая. У аварцев обычай называется «адатль», «батль», у кумыков «ольгу», чеченцев -«эдиль», «адаль», осетин «арьдау». Термин «адат» несомненно происходит от одного и того же проарийского корня, как и латинское «огбо»,древнесловянского -«рядь» (наряд, порядъ), а по старым русским памятникам «рядь» означало то же, что и обычай. Об адате упоминается в этнографической, исторической и художественной литературе о Кавказе как о форме обычая. Этнографы, историки и правоведы используют понятие «адат» для характеристики системы отношений дореволюционного периода в этом регионе. На Кавказе адат (право) как идея и система принципов и норм складывалось в течение длительного исторического периода. И хотя процесс этот вряд ли можно считать завершенным, есть основания подвести некоторые итоги и показать своеобразие именно адатской системы права. В правовой культуре народов Северного Кавказа российский закон, в отличие от традиционной системы права адата, воспринимался как нечто навязываемое людям. Жить по адатам это, значит, жить справедливо, адат являет собой нормативную ценность, обеспечивая социальный порядок и справедливость. Адат не рассматривается как нечто высшее, навязанное человеку, но как нечто ему имманентное, отсюда подчинение ему, исполнение его норм есть нравственный долг. Проследить развитие традиций адата на Северном Кавказе и осмыслить его значит повернуться лицом к еще далеко не раскрытым аспектам права как феномена разума и особого менталитета. Те же теории, которые сегодня преобладают (а они сложились еще в XIX начале XX вв.), представляют собой серьезные препятствия на пути его оценки как транснационального |