Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 19]

19 отношений дореволюционного периода в этом регионе.
На Кавказе адат (право) как идея и
систехма принципов и норм складывался в течение длительного исторического периода.
И хотя процесс этот вряд ли можно считать завершенным, есть основания подвести некоторые итоги и показать своеобразие именно адатской системы права.
В правовой культуре народов Северного Кавказа российский закон, в отличие от традиционной системы права адата, воспринимался как нечто
навязываехмое людям.
Жить по адатам это значит жить справедливо, адат являет собой нормативную ценность, обеспечивая социальный порядок и справедливость.
Адат не рассматривается как нечто высшее, навязанное человеку, но как нечто ему имманентное, отсюда подчинение ему, исполнение его норм есть нравственный долг.
Проследить развитие традиций адата на Северном Кавказе и осмыслить его значит повернуться лицом к еще далеко не раскрытым аспектам права как феномена разума и особого менталитета.
Те же теории, которые сегодня преобладают (а они сложились еще в XIX начале XX вв.), представляют собой серьезные препятствия на пути его оценки как транснационального
юридического явления.
Кавказский адат не просто свод, собрание юридических правил и норм, но процесс, в котором последние имеют смысл только в контексте процедур осуществления правосудия.
Большая часть адата происходит от обычая, как формы передачи социальных норм от одного поколения к
другому10.
Чтобы осмыслить «кавказское право», адат как продукт цивилизации, необходимо иметь в виду, что он является дошедшим до современности социальным институтом, выполнявшим регулятивные функции и поддерживавшим порядок в обществе.
В рамках правосознания северокавказских этносов это своеобразный «правовой порог», совокупность правил поведения, предписаний, социальных императивов.
В адате
10 Мальцев Г.В.
Очерк теории обычая и обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.

13.
[стр. 89]

89 кодекс (адат), прямо предписывающий строго определенные образцы поступков и складывающихся из них моделей поведения.
Термин «адат» арабского происхождения.
У горцев есть свои местные названия обычая.
У аварцев обычай называется «адатль», «батль», у кумыков «ольгу», чеченцев -«эдиль», «адаль», осетин «арьдау».
Термин «адат» несомненно происходит от одного и того же проарийского корня, как и латинское «огбо»,древнесловянского -«рядь» (наряд, порядъ), а по старым русским памятникам «рядь» означало то же, что и обычай.
Об адате упоминается в этнографической, исторической и художественной литературе о Кавказе как о форме обычая.
Этнографы, историки и правоведы используют понятие «адат» для характеристики системы отношений дореволюционного периода в этом регионе.
На Кавказе адат (право) как идея и
система принципов и норм складывалось в течение длительного исторического периода.
И хотя процесс этот вряд ли можно считать завершенным, есть основания подвести некоторые итоги и показать своеобразие именно адатской системы права.
В правовой культуре народов Северного Кавказа российский закон, в отличие от традиционной системы права адата, воспринимался как нечто
навязываемое людям.
Жить по адатам это, значит, жить справедливо, адат являет собой нормативную ценность, обеспечивая социальный порядок и справедливость.
Адат не рассматривается как нечто высшее, навязанное человеку, но как нечто ему имманентное, отсюда подчинение ему, исполнение его норм есть нравственный долг.
Проследить развитие традиций адата на Северном Кавказе и осмыслить его значит повернуться лицом к еще далеко не раскрытым аспектам права как феномена разума и особого менталитета.
Те же теории, которые сегодня преобладают (а они сложились еще в XIX начале XX вв.), представляют собой серьезные препятствия на пути его оценки как транснационального


[стр.,90]

юридического явления.
Кавказский адат не просто свод, собрание юридических правил и норм, но процесс, в котором последние имеют смысл только в контексте процедур осуществления правосудия.
Большая часть адата происходит от обычая, как формы передачи социальных норм от одного поколения к
другому71.
Чтобы осмыслить «кавказское право», адат как продукт цивилизации, необходимо иметь в виду, что он является дошедшим до современности социальным институтом, выполнявшим регулятивные функции и поддерживавшим порядок в обществе.
В рамках правосознания северокавказских этносов это своеобразный «правовой порог», совокупность правил поведения, предписаний, социальных императивов.
В адате
сформулированы принципы конформного поведения и виды поведения, к которым оно нетерпимо.
Как концепция обычное право, в том числе северокавказский адат, рассматриваются исследователями по-разному.
В новейших разработках ряда видных ученых эта проблема, как представляется, получила свое объективное разрешение.
С.С.
Алексеев, рассматривая правовой обычай как достаточный критерий юридических прав и обязанностей, юридически дозволенного и недозволенного, определяет обычное право как исторически первую форму позитивного права72.
С точки зрения Г.В.
Мальцева, социальные отношения традиционного общества могут и должны быть предметом юридического анализа и сравнительно-правовых исследований.
Это дает нам представление о традиционной обычно-правовой системе как историческом типе права73.
Основное содержание адата это неписанная норма, в теоретикоправовом плане трактуемое как общеобязательное правило поведения.
Такая 71 Мальцев Г.В.
Очерк теории обычая и обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.
13.

72 Алексеев С.С Право.
Опыт комплексного исследования.
М., 1999.С.35.
73 Мальцев Г.В.
Указ.
раб.
С.21.
90

[стр.,136]

136 введением нового единообразного права, имеющего большие пробелы и игнорирующего культурно-правовые традиции народов России.
Возрождение исламских традиций на Северном Кавказе, обращение к его правовым доминантам, попытка их воссоздания в Республике Ингушетия и Чеченской республике вне русла государственно-правового строительства есть явление во многом политическое и не свидетельствует о прогрессе и регрессе в человеческом сознании.
Салафизм (ваххабизм) на Северном Кавказе это не столько насаждение «истинного ислама» и шариата, сколько обращение к новой логике в качественно новых условиях, стремление регулировать отношения понятными средствами сообразно своему традиционному правосознанию.
Указанные ранее случаи несанкционированной государством реализации шариата на Северном Кавказе и апелляция к нему не могут быть истолкованы только с негативной стороны.
Они позволяют осмыслить, что часть народов мусульманской ориентации отказывается принимать те пути перехода к современности, которые предлагает им государство.
Несколько десятилетий назад соотечественники опасались, как бы англосаксонская или романо-германская правовые системы не одержали верх над советской социалистической.
Однако, как показывает исторический опыт развития государственности России и ее правовых систем, между государственным правом, адатом и шариатом не существует непримиримых противоречий.
Л.Р.
Сюкияйнен полагает, что учет отдельных норм, принципов, институтов мусульманского права и включение их в правовую систему европейского образца вполне вероятная перспектива развития законодательства ряда республик в составе Российской Федерации138.
В периоды реформации, подобие тому, какой переживает сегодня Россия, нигилизм в отношении традиционных порядков и исторического опыта особенно опасен139.
158 Сюкияйнен Л.Р.
Шариат и мусульманско-правовая культура.
М., 1997.
С.
34.
1,9 Мальцев Г.В Очерк теории обычая и обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.

91.

[Back]