Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 20]

20 сформулированы принципы конформного поведения и виды поведения, к которым оно нетерпимо.
Как концепция обычное право, в том числе северокавказский адат,
рассматривается исследователями по-разному.
В новейших разработках ряда видных ученых эта проблема, как представляется, получила свое объективное разрешение.
С.С.
Алексеев, рассматривая правовой обычай как достаточный критерий юридических прав и обязанностей, юридически дозволенного и недозволенного, определяет обычное право как исторически первую форму позитивного права".
С точки зрения Г.В.
Мальцева, социальные отношения традиционного общества могут и должны быть предметом юридического анализа и сравнительно-правовых исследований.
Это дает нам представление о традиционной обычно-правовой системе как историческом типе права*
12.
Основное содержание адата это неписанная норма, в теоретикоправовом плане
трактуемая как общеобязательное правило поведения.
Такая
норма, по разделяемому с Г.В.
Мальцевым мнению, отвечает внешним структурным признакам «трехчленной схемы», принятой сегодня теорией права относительно юридической нормы, выраженной в
законе13.
Адат, как социокультурный феномен, содержит в себе ряд стабильных, профилирующих признаков, характеризующих его как право.
На этом настаивает Д.Ю.Шапсугов: оперируя предложенной им методикой идентификации обычного права, адат можно определить как систему, включающую право объективное и субъективное, материальное и процессуальное, имеющую механизм внутреннего и внешнего
обеспечения14.
Анализ имеющихся сводов документов дает основание в целом " Алексеев С.С Право.
Опыт комплексного исследования.
М., 1999.С.35.

12 Мальцев Г.В.
Указ.
раб.
С.21.
13 Мальцев Г.В.
Указ.
раб.
С.22.
14 Шапсугов Д.Ю.
Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.

251.
[стр. 90]

юридического явления.
Кавказский адат не просто свод, собрание юридических правил и норм, но процесс, в котором последние имеют смысл только в контексте процедур осуществления правосудия.
Большая часть адата происходит от обычая, как формы передачи социальных норм от одного поколения к другому71.
Чтобы осмыслить «кавказское право», адат как продукт цивилизации, необходимо иметь в виду, что он является дошедшим до современности социальным институтом, выполнявшим регулятивные функции и поддерживавшим порядок в обществе.
В рамках правосознания северокавказских этносов это своеобразный «правовой порог», совокупность правил поведения, предписаний, социальных императивов.
В адате сформулированы принципы конформного поведения и виды поведения, к которым оно нетерпимо.
Как концепция обычное право, в том числе северокавказский адат,
рассматриваются исследователями по-разному.
В новейших разработках ряда видных ученых эта проблема, как представляется, получила свое объективное разрешение.
С.С.
Алексеев, рассматривая правовой обычай как достаточный критерий юридических прав и обязанностей, юридически дозволенного и недозволенного, определяет обычное право как исторически первую форму позитивного права72.
С точки зрения Г.В.
Мальцева, социальные отношения традиционного общества могут и должны быть предметом юридического анализа и сравнительно-правовых исследований.
Это дает нам представление о традиционной обычно-правовой системе как историческом типе права73.

Основное содержание адата это неписанная норма, в теоретикоправовом плане
трактуемое как общеобязательное правило поведения.
Такая
71 Мальцев Г.В.
Очерк теории обычая и обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.

13.
72 Алексеев С.С Право.
Опыт комплексного исследования.
М., 1999.С.35.

73 Мальцев Г.В.
Указ.
раб.
С.21.
90

[стр.,91]

91 норма, по разделяемому с Г.В.
Мальцевым мнению, отвечает внешним структурным признакам «трехчленной схемы», принятой сегодня теорией права относительно юридической нормы, выраженной в
законе74.
Адат, как социокультурный феномен, содержит в себе ряд стабильных, профилирующих признаков, характеризующих его как право.
На этом настаивает Д.Ю.Шапсугов, оперируя предложенной им методикой идентификации обычного права, адат можно определить как систему, включающую право объективное и субъективное, материальное и процессуальное, имеющую механизм внутреннего и внешнего
обеспечения75.
Анализ имеющихся сводов документов дает основание в целом
утверждать, что адат является нормативно-регулятивной системой.
Адатское право определяет отношения между индивидом и обществом, к которому он принадлежит.
Оно является юридическим измерением существующих в обществе проблем и предназначено для универсального применения.
Право, как социальный институт, прошло в своем развитии три этапа, проделав путь от первоначальной фрагментарности до современной зрелости76.
Так и формирование адатского права на Северном Кавказе длительный исторический процесс, осложненный особенностями развития народов, спецификой влияния мусульманской религии и права.
Адат у северокавказских народов надо рассматривать как рациональный итог многовекового развития.
Общие черты возникновения систем адатов у северокавказских народов на начальных стадиях цивилизации настолько схожи, что о них можно говорить единообразно.
В условиях перехода от позднеродового к раннеклассовому обществу в XVIXVII вв.
на Северном Кавказе утверждаются правовые образования, 74 Мальцев Г.В.
Указ.
раб.
С.22.
75 Шапсугов Д Ю.
Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.
251.

76$е]2Л!ск Р.
ТЬе $осю1о§у о(Хаш // МеПоп К.К., Вгоопг Ь, СоПгеП Ь.5.,е<18.
ЗосЫо^у Тобау: РгоЫешз апб Рго$рсс1$, Ые\у Уогк, 1959.
Р.
115-127

[стр.,146]

146 универсальной социально-нормативной системы.
Она занимает высокое место в жизни мусульманских сообществ, которая построена на безусловном признании высшей значимости в жизненных делах традиционных правовых ценностей и идеалов.
Эта проблема зримо существует в обществе и государстве, требует не только теоретического осмысления, но практического обозначения правового пространства шариата в российской правовой действительности.
Между сторонниками официального закрепления традиционного для мусульман порядка социально-нормативного регулирования и его оппонентами существуют разноречивые взгляды.
Ю.А.
Ляхов, не отрицая того, что на Северном Кавказе «разумный учет традиций, правильная опора на них может привести к эффективному правовому регулированию», возражает против того, чтобы «втискивать нынешние общественные отношения в шариатские нормы» и «исламизации государственной жизни»150.
Д.Ю.
Шапсугов подчеркивает, что традиционное право на Северном Кавказе «сохраняет и сегодня достаточно мощный регулятивный потенциал, проявляющий себя наряду, а иногда в противовес нормативно-правовым актам государства»151.
Л.Р.
Сюкияйнен логично предлагает не абсолютизировать крайность позиций, одна из которых видит шариат в качестве альтернативы действующему праву, а другая исходит из необходимости найти место шариатским корням в рамках российской правовой системы.
Такой вывод подтверждается примерами практики введения норм шариата в России в последние годы и анализом программных установок некоторых исламских 150Ляхов Ю.А.
Методологические проблемы изучения и использования обычного права / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.
254,256.
151 Шапсугов Д Ю.
Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.250.

[Back]