Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 21]

21 утверждать, что адат является нормативно-регулятивной системой.
Адатское право определяет отношения между индивидом и обществом, к которому он принадлежит.
Оно является юридическим измерением существующих в обществе проблем и предназначено для универсального применения.
Право, как социальный институт, прошло в своем развитии три этапа, проделав путь от первоначальной фрагментарности до современной
зрелости15.
Так и формирование адатского права на Северном Кавказе длительный исторический процесс, осложненный особенностями развития народов, спецификой влияния мусульманской религии и права.
Адат у северокавказских народов надо рассматривать как рациональный итог многовекового развития.
Общие черты возникновения систем адатов у северокавказских народов на начальных стадиях цивилизации настолько схожи, что о них можно говорить единообразно.
В условиях перехода от позднеродового к раннеклассовому обществу в
ХУ1-ХУН вв.
на Северном Кавказе утверждаются правовые образования,
наступает период господства адата, фиксируемого в письменных источниках и изустных преданиях на центральном и северо-западном Кавказе.
По свидетельству Ф.И.Леонтовича, современникам были известны четыре древних сборника адатов: Сборник адатов аварского народа, составленный в XI в.
Омар-ханом аварским, «который старался установить однообразные адаты для своих владений....
Омаровский сборник применялся в аварских (Дагестан) судах до новейших времен...
в
руководстве при разборе дел...»; Сборник адатов Рустам-хана XII в.
«По своему содержанию сборник Рустама принадлежит к числу важнейших памятников древнего права кавказских горцев.
С особенной же подробностью изложены все главнейшие институты права уголовного и процесса», писал Ф.И.
Леонтович;
15 $с1гшск Р.
ТНе 8осю!ову оГЬа\у // МсНоп К.К., Вгоопг Ц СоИгсН ес!$.
$оск>1о&у То<1ау: РгоЫстз апс! Рго$рсс1$, 1Чс\у Уогк, 1959.
Р.
115-127
[стр. 91]

91 норма, по разделяемому с Г.В.
Мальцевым мнению, отвечает внешним структурным признакам «трехчленной схемы», принятой сегодня теорией права относительно юридической нормы, выраженной в законе74.
Адат, как социокультурный феномен, содержит в себе ряд стабильных, профилирующих признаков, характеризующих его как право.
На этом настаивает Д.Ю.Шапсугов, оперируя предложенной им методикой идентификации обычного права, адат можно определить как систему, включающую право объективное и субъективное, материальное и процессуальное, имеющую механизм внутреннего и внешнего обеспечения75.
Анализ имеющихся сводов документов дает основание в целом утверждать, что адат является нормативно-регулятивной системой.
Адатское право определяет отношения между индивидом и обществом, к которому он принадлежит.
Оно является юридическим измерением существующих в обществе проблем и предназначено для универсального применения.
Право, как социальный институт, прошло в своем развитии три этапа, проделав путь от первоначальной фрагментарности до современной
зрелости76.
Так и формирование адатского права на Северном Кавказе длительный исторический процесс, осложненный особенностями развития народов, спецификой влияния мусульманской религии и права.
Адат у северокавказских народов надо рассматривать как рациональный итог многовекового развития.
Общие черты возникновения систем адатов у северокавказских народов на начальных стадиях цивилизации настолько схожи, что о них можно говорить единообразно.
В условиях перехода от позднеродового к раннеклассовому обществу в
XVIXVII вв.
на Северном Кавказе утверждаются правовые образования,
74 Мальцев Г.В.
Указ.
раб.
С.22.
75 Шапсугов Д Ю.
Обычное право и его роль в правовом развитии общества / Обычное право в России: проблемы теории, истории и практики.
Ростов-на-Дону, 1999.
С.
251.
76$е]2Л!ск Р.
ТЬе $осю1о§у о(Хаш // МеПоп К.К., Вгоопг Ь, СоПгеП Ь.5.,е<18.
ЗосЫо^у Тобау: РгоЫешз апб Рго$рсс1$, Ые\у Уогк, 1959.
Р.
115-127

[стр.,92]

92 наступает период господства адата, фиксируемого в письменных источниках и изустных преданиях на центральном и северо-западном Кавказе.
По свидетельству Ф.И.Леонтовича, современникам были известны четыре древних сборника адатов: Сборник адатов аварского народа, составленный в XI в.
Омар ханом аварским, «который старался установить однообразные адаты для своих владений....
Омаровский сборник применялся в аварских (Дагестан) судах до новейших времен...
в
руководство при разборе дел...»; Сборник адатов Рустам-хана XII в.
«По своему содержанию сборник Рустама принадлежит к числу важнейших памятников древнего права кавказских горцев.
С особенной же подробностью изложены все главнейшие институты права уголовного и процесса», писал Ф.И.
Леонтович;
Сборник кайтагских адатов XVI в., составленный правителем Ахматом.
Правила, изложенные в этом сборнике, позже вошли в общую практику во всем Дагестане; «Кабардинское Народное условие...
в отмену прежних обычаев 1807 года», принятое народным вече кабардинцев «Адыге Хасэ».
В этих сборниках уже наметилось представление о праве, как едином целом, масса обычно-правовых норм была объединена в указанные своды, этот правовой организм рос и сознательно развивался на протяжении жизней поколений.
Помимо других, в них трактовались вопросы изменения, дополнения и пересмотра адатов, введения новых адатов, хранения их в народных судах, чтения адатов при разбирательстве дел.
Адаты характеризуются, по крайней мере до начала XIX в., двумя взаимосвязанными чертами: во-первых, тем, что юридическое регулирование еще недостаточно отдифференцировано от социального регламентирования в целом; во-вторых, тем, что их содержание, названное С.С.Алексеевым

[Back]