Проверяемый текст
Манкиева Хадишт Мухтаровна. Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа (Диссертация 2006)
[стр. 22]

22 Сборник кайтагских адатов XVI в., составленный правителем Ахматом.
Правила, изложенные в этом сборнике, позже вошли в общую практику во всем Дагестане; «Кабардинское Народное условие...
в отмену прежних обычаев 1807 года», принятое народным вече кабардинцев «Адыге Хасэ».
В этих сборниках уже наметилось представление о
нраве, как едином целом, масса обычно-правовых норм была объединена в указанные своды, этот правовой организм рос и сознательно развивался на протяжении жизней поколений.
Помимо других, в них трактовались вопросы изменения, дополнения и пересмотра адатов, введения новых адатов, хранения их в народных судах, чтения адатов при разбирательстве дел.
Адаты характеризуются, по крайней мере до начала XIX в., двумя взаимосвязанными чертами: во-первых, тем, что юридическое регулирование еще недостаточно отдифференцировано от социального регламентирования в целом; во-вторых, тем, что их содержание, названное С.С.Алексеевым
«нормативными обобщениями», является элементарным16 в виде общих положений о должном или дозволенном поведении, его признаках, последствиях.
Данные письменные памятники права народов Северного Кавказа по своим технико-юридическим характеристикам во многом совпадают.
Все они компиляции, состоящие главным образом из трех основных компонентов: решений конкретных дел, которым придано нормативное значение; санкционированных властью господствующих обычаев; непосредственно правотворческих постановлений.
Именно в этих национальных системах адата аккумулировались особенности данного этноса, его культуры, экономического, политического и духовного развития, специфика становления и совершенствования юридических отношений.

16 Алексеев С.С Право.
Опыт комплексного исследования.
М., 1999.
С.
205.
[стр. 92]

92 наступает период господства адата, фиксируемого в письменных источниках и изустных преданиях на центральном и северо-западном Кавказе.
По свидетельству Ф.И.Леонтовича, современникам были известны четыре древних сборника адатов: Сборник адатов аварского народа, составленный в XI в.
Омар ханом аварским, «который старался установить однообразные адаты для своих владений....
Омаровский сборник применялся в аварских (Дагестан) судах до новейших времен...
в руководство при разборе дел...»; Сборник адатов Рустам-хана XII в.
«По своему содержанию сборник Рустама принадлежит к числу важнейших памятников древнего права кавказских горцев.
С особенной же подробностью изложены все главнейшие институты права уголовного и процесса», писал Ф.И.
Леонтович; Сборник кайтагских адатов XVI в., составленный правителем Ахматом.
Правила, изложенные в этом сборнике, позже вошли в общую практику во всем Дагестане; «Кабардинское Народное условие...
в отмену прежних обычаев 1807 года», принятое народным вече кабардинцев «Адыге Хасэ».
В этих сборниках уже наметилось представление о
праве, как едином целом, масса обычно-правовых норм была объединена в указанные своды, этот правовой организм рос и сознательно развивался на протяжении жизней поколений.
Помимо других, в них трактовались вопросы изменения, дополнения и пересмотра адатов, введения новых адатов, хранения их в народных судах, чтения адатов при разбирательстве дел.
Адаты характеризуются, по крайней мере до начала XIX в., двумя взаимосвязанными чертами: во-первых, тем, что юридическое регулирование еще недостаточно отдифференцировано от социального регламентирования в целом; во-вторых, тем, что их содержание, названное С.С.Алексеевым


[стр.,93]

93 — т _ «нормативными обобщениями», является элементарным в виде общих положений о должном или дозволенном поведении, его признаках, последствиях.
Данные письменные памятники права народов Северного Кавказа по своим технико-юридическим характеристикам во многом совпадают.
Все они компиляции, состоящие главным образом из трех основных компонентов: решений конкретных дел, которым придано нормативное значение; санкционированных властью господствующих обычаев; непосредственно правотворческих постановлений.
Именно в этих национальных системах адата аккумулировались особенности данного этноса, его культуры, экономического, политического и духовного развития, специфика становления и совершенствования юридических отношений.

Убийство в большинстве государств, обществ, этносов считается противоправным, за исключением известных случаев.
По адату народов Северного Кавказа в обозримом прошлом убийство на почве кровной мести не считалось преступлением.
Подобные различия отражают ценности и установки того общества, в котором они приняты.
Ценности, высоко чтимые у народов Кавказа, могут резко отличаться от тех ценностей, которые приняты населением центральной России.
Практический подход к институционной значимости адатского права на Северном Кавказе менялся от эпохи к эпохе, и мог быть различным в разное время, даже если это право оставалось неизменным.
Присоединение к Российской империи Северного Кавказа означало знакомство с правовым строем его народов и сделало необходимым выбор между его признанием или сломом.
В России в XIX в.
уже имелся опыт применения традиционного права.
Весьма широкое изучение юридических обычаев народов России началось в XIX в., хотя большая часть населения страны издревле применяла 77 77 Алексеев С.С Право.
Опыт комплексного исследования.
М., 1999.
С.
205.

[Back]